Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. Родился Юнг 26 июля 1875 года в Швейцарии. В 1900-х годах разработал технику свободных ассоциаций, сделав ее одной из основных методов психиатрического исследования. Несколькими годами позже становится одним из ближайших сотрудников Зигмунда Фрейда. Позднее Юнг пересмотрел основные положения психоанализа, что привело его к разрыву сотрудничества с Фрейдом.
Переработка Юнгом психоанализа в результате привела к появлению целого комплекса сложных идей из разнообразных областей знаний (психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература). Это разнообразие интеллектуального поиска вместе с непростым авторским стилем Юнга - весомая причина того, что понять его психологическую теорию довольно непросто.
Архетип - это врожденная идея или воспоминание, которая предрасполагает человека воспринимать и реагировать на события определенным образом. Точнее говоря, это не воспоминания как таковые, а скорее факторы, под влиянием которых человек реализует универсальные модели восприятия своего поведения, мышления и действий. В этом случае врожденной считается именно тенденция к эмоциональным поведенческим реакциям на определенные ситуации (неожиданное столкновение с родителями, незнакомцем, змеей, смертью и прочее).
Именно Карл Густав Юнг выдвинул гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из определенно сформированных психических образов, то есть архетипов или «первичных моделей».
Самые яркие архетипы по определению Юнга:
Каждый архетип, по убеждениям Юнга, связан с особенностью выражения определенного типа чувства и мысли в отношении какого-либо объекта или ситуации.
В восприятии ребенком матери, например, выражены аспекты актуальных характеристик, которые окрашены неосознанными представлениями об определенных архетипических атрибутах материнства (воспитание, зависимость, плодородие).
Психолог предполагал, что образы и идеи архетипического характера часто отражаются в сновидениях, а в культуре они встречаются в виде символов (в живописи, религии, литературе). Особенно подчеркивается тот факт, что символы разных культур часто обладают большим количеством сходств, так как они определяют общие архетипы для всего человечества. Например, изображения мандалы встречались Юнгу во многих культурах. Именно они являются символическим воплощением единства и целостности «Я».
После возникновения формулировки концепции экстраверсии и интроверсии Юнг сделал вывод, что невозможно достаточно полно определить все различия людей с помощью этих двух противоположностей. Исходя из этой мысли он расширил свою типологию, обозначив четыре основные психологические функции:
Мышление и чувство - это рациональные функции, так как они позволяют формировать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип в своих суждениях использует логику и аргументы.
Чувство же противоположно мышлению, и информирует человека о реальности на языке эмоций. Чувствующий тип основную роль отдает эмоциональной стороне жизненного опыта. Его суждения о ценности вещей - это «плохой-хороший», «приятный-неприятный», «злой-добрый».
Ощущение и интуиция - это иррациональные функции, так как они пассивно «схватывают» события внешнего мира (ощущение) или внутреннего мира (интуиция), не дают им оценки их и не объясняют их значение.
Ощущение - это безоценочное реалистичное восприятие внешнего мира. Ощущающий тип отличается особой проницательностью в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений.
Интуиция противоположна ощущениям и характеризуется неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип основывается на предчувствиях и догадках.
Когда ощущение является ведущей функцией, человек воспринимает мир на языке явлений, будто он его сфотографировал. Когда ведущая функция - это интуиция, человек откликается на неосознанные символы, образы и скрытое значение событий.
Юнг утверждает, что каждый человек наделен чертами всех четырех психологических функций. Но доминирует обычно только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия), точно также доминирует только одна функция из рациональной или иррациональной пары.
Две личностные ориентации и четыре психологические функции взаимодействуют между собой, образуя восемь типов личности.
Экстравертный мыслительный тип, например, направлен на объективные факты окружающего мира. Обычно это холодный и догматический человек, живущий по четко установленным правилам.
Интровертный интуитивный тип направлен на реальность своего внутреннего мира. Такой человек обычно держится в стороне от окружающих.
Зигмунд Фрейд придавал большое значение ранним годам жизни и считал его решающим этапом в формировании моделей поведения личности. Юнг же принимал развитие личности как динамический процесс, как ее эволюцию на протяжении жизни. Психолог утверждает, что человек постоянно приобретает новые навыки, достигает множество разных целей и все более полно себя реализует.
Большое значение уделяется такой жизненной цели человека, как «обретение самости», то есть результат стремлений личности к единству. Именно этот момент стремления к гармонии и целостности в будущем повторяется в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.
Конечная жизненная цель по Юнгу - это реализация полного «Я» человека, то есть формирование единого, целостного и уникального индивида. Каждый человек развивается в этом направлении по-своему. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни и называется индивидуация.
Индивидуация - это динамичный процесс объединения многих противодействующих внутренних сил и тенденций личности. В конечном счете индивидуация выражается в сознательной реализации человеком своей индивидуальной и неповторимой психической реальности.
Исходя из этого можно заключить, что архетип самости - это центр личности и именно он уравновешивает противоположные качества, превращая их в единое целое. Благодаря этому процессу энергия, необходимая для продолжительного личностного роста, высвобождается, что в итоге приводит к осуществлению индивидуации, которую Юнг назвал самореализацией. Именно самореализация, по его счету, является конечной стадией развития личности, которая доступна только высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг.