Структурализмом называют совокупность течений, основанную на общем принципе анализа структуры. Под структурой при этом понимается разнообразные отношения между элементами одной системы, сохраняющие устойчивость при различных изменениях.
В развитии структурализма выделяют следующие этапы:
При этом сложно определить точные временные рамки этих периодов, скорее они накладываются друг на друга, часто происходят параллельно.
Структурализм возник из структурной лингвистике, основателем которой яволяется Фердинанд де Соссюр. Именно Фединанд де Соссюр заложил основы новой научной парадигмы, согласно которой язык стал рассматриваться как сложная система с точки зрения формального строения. Формируются три основные лингвистические школы (Пражский лингвистический кружок, Йельский дескриптивизм, Копенгагенская глоссематика).
Основные принципы структурной лингвистики следующие:
Структурализм далее распространяется на другие гуманитарные науки. Ю.М. Лотман занимается исследованием культуры с позиций структурализма, К. Леви-Строс применяет метод в этнографии. Во франции происходит применение лингво-семиотического анализа в разных сферах. Ж. Лакан занимается психоанализом, М. Фуко - историей науки, Р. Барт посвящает себя исследованию литературы и массовой культуры.
Роль лингвистики в росте популярности структурализма не случайна. Язык рассматривался как наиболее надежный способ отражения и фиксации мысли и опыта человека. Гуманитарное знание в целом было направлено на исследование и критику языка, а не на проблему сознания.
В философии под структурализмом во многом понимается теория, в которой приоритетнее рассматривалась система и ее организация, а не индивидуальность элементов структуры. Трансформации XX века приводят к появлению новых форм искусства, новых форм религиозного поиска. Прежняя классическая философия, для которой характерно было рационально-аналитическое отношение, становится творчески-художественным самовыражением. Областью изучения философов становится язык, символы культуры, вопросы бытия.
На формирование структурализма оказали влияние труды философов предшествующих исторических периодов: философия Вильгельма фон Гумбольдта о значении языка в моделировании мира в сознании человека, труды Эмиля Дюркгейма о взаимодействии социальных и когнитивных структур, Кассирера о роли языка, мифологии, искусства в формировании поведения и сознания.
Представители структурализма рассматривали явления, как внешнее проявление внутренний свойств. Эти свойства находятся в глубинных, скрытых структурах, и обнаружить и изучить считали структуралисты своей главной задачей.
Структуралисты стремились создать из гуманитарных наук точные, представители этого направления тяготеют к строгости, выверенности, формирования строгого понятийного аппарата, стремление к математическим формулам и логике.
В структурализме изучается основа, скелет того или иного явления. Подробный подход позволяет увидеть не только данность одного объекта, но заметить совокупности предметов, способы операций с ними. Таким образом исследование структуры помогает из одного объекта обнаружить другой.
Процедуры структурного анализа:
Структурно-семиотический подход позволил изучить глубинные структуры культуры, уровни развития психики. Структурализм позволил выявить ментальные структуры, архетипы, заложенные в человеке, а также мифологические формы сознания человека.
Как философское направление структурализм возникает в 50-е годы в трудах французских философов. Для французской философии обращение к структурализму оказывается толчком к полной переоценке ценностей, таких как знание, смысл, истина, однородность мышления, субъект). Сфера интересов философов-структуралистов широка и неоднородна.
Одним из выдающихся философов этого метода является Клод Леви-Строс. Общее количество его трудов превышает полутора тысяч книг. Среди них можно выделить такие как «Элементарные структуры родства», «Структурная антропология», «Путь масок», «Печальные тропики» и др.
Клод Леви-Строс при исследовании разных культур пришел к выводу, что у разных культур имеется нечто общее, бессознательное. Сюда относятся любые культурные привычки и обычаи. Человек рождаясь, должен лишь принять уже существующую культурную программу. Также как и освоение языка, он впитывает правила и традиции,таким образом «приходит на все готовое».
Согласно Мишелю Фуко смысл возникает не от общения между людьми, а от связи между элементами.