Философия социальной педагогики


Философия социальной педагогики

Взаимосвязь социальной педагогики и философии

Замечание 1

Социальная педагогика направлена на раскрытие процессов воспитания и образования индивида в разных общественных группах. Т.е. социальная педагогика занимается изучением процессов социализации и усвоения норм поведения в социальных группах, которые осуществляют целенаправленное воздействие (учебные группы), так и нецеленаправленное (рабочий коллектив).

Предмет социальной педагогики - воспитание личности в социуме, исследование воспитательных сил общества и поиск новых средств воздействия. Объектом выступают люди разных возрастных категорий, имеющих потребность в усвоении социальных норм и налаживании связей в обществе.

В задачи социальной педагогики входит:

  • осуществление социально-педагогической экспертизы деятельности государственных органов, общественных организаций, частных учреждений и коллективов4
  • изучение влияния факторов социальной среды на формирование личности;
  • выработка теоретических положений о социализации личности и ее инструментах;
  • разработка методики социального воспитания;
  • управление социальным воспитанием на разных уровнях - национальном, региональном, локальном.

Философия выступает как методологическая база социальной педагогики. Значительная часть социальной педагогики представляет собой теоретические концепции и теории, которые в основе базируются на определенных философских утверждениях, течениях, теориях. Кроме того, философией разрабатываются методологические подходы к теории познания, что необходимо для проведения собственных социально-педагогических исследований.

Значительная часть социальной педагогики сближается с социальной философией и социологией благодаря общему понятийному аппарату, а также употребляемым философским категориям: пространство, время, мир, душа, жизнь, смерть, субъект, объект и т.д.

Педагогика теснейшим образом связана с духовным миром человека. Еще со времен XIX века многие отечественные философы считали, что педагогика становится местом реализации философских концепций. Так, П. Линицкий писал, что социальная педагогика представляет собой выражение самосознания народного духа. В начале XX века М.М. Рубинштейн писал, что педагогика должна базироваться на прочном фундаменте философии.

Философия социальной педагогики как самостоятельная дисциплина

Философия социальной педагогики на данный момент растворена в недрах социальной педагогики и не имеет статуса самостоятельной отрасли. Однако ряд исследователей считает, что необходимо придать ей самостоятельное значение. В частности, В.И. Беляев пишет о необходимости данного разграничения и определения ее предмета и объекта.

Он указывает на то, что философские основы науки не могут представлять собой набор разнородных идей, они должны быть целостными. В качестве наиболее объединяющей социальной концепции Беляев видит диалектический подход. Кроме того, при сохранении плюралистического богатства философских идей, касающихся социального устройства общества и воспитания в ней личности, все равно остается простор для разработки новых философских оснований науки, могущих претендовать на объединяющий характер.

Замечание 2

В качестве главного вопроса философии социальной педагогики Беляев видит следующую проблему: создание оптимальной модели, обеспечивающей гармоничное развитие и процветание человека, общества и мира.

Как создать из общества сообщество, сохранив при этом индивидуальное своеобразие каждого его члена? Ответ следующий: необходимо предоставить членам общества свободу в разумных пределах, ограниченных гуманистическими ценностями. Данные ценности должны носить всеобщий универсальный характер и быть интериоризированы всеми членами общества во внутренние установки и убеждения. При этом они не должны подавить фундаментальные национальные ценности и традиции. По мнению автора это может стать способом решения существования двойных и тройных стандартов в мире и придания целостного характера сознанию и поведению личности, а, следовательно, быть базой для гармонизации отношений между народами на макроуровне.

В разработке философских основ социальной педагогики должны участвовать как философы, так и социальные педагоги. Взаимодействие между ними должно идти на равном уровне, реализовываться как диалог, в котором «когнитивными скрепами» скрепляются конкретно-научное и философское знание. Тогда полученное знание будет тождественно себе и реальности.

Философия социального воспитания

Воздействие на личность для усвоения ею социальных норм реализуется в рамках процесса социального воспитания. В социальной педагогике существуют разные подходы к определению данного термина:

  • социальное воспитание как контролируемый процесс социализации человека;
  • забота о подрастающем поколении;
  • система мер и средств целенаправленного влияния общества на отношения, ценности и мысли отдельного человека, реализуемых в эмоционально-категорийных суждениях и отношениях, а также практической деятельности;
  • составная часть социализации и педагогически регулируемая, направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности через включение ее в различные социальные отношения, деятельность.

Большинство определений подчеркивает связь социального воспитания и социализации. Существуют два основных взгляда на позицию самого человека относительно внешнего влияния на него. Так, субъект-объектный подход предполагает, что человек выступает как пассивный участник собственной социализации, т.е. он имеет одностороннюю направленность, когда человек усваивает нормы и ценности социальной группы, в которой пребывает. С точки зрения субъект-субъектного подхода личность проявляет активность, т.е. она не просто усваивает нормы, но и сама способна их менять, воздействуя на социальную группу. Кроме того, само социальное воздействие носит стихийный характер, главная же цель человека - адаптация к новым социальным условиям.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :