В III веке до н.э. из городской республики Рим превращается в могущественную державу, которая захватила большую часть древнего мира, в том числе под влияние Рима подпадает Греция. Античная философия, которая была основной частью греческой культуры стала просачиваться в Римскую империю.
Римская культура принципиально отличается от греческой, что связано совершенно другой ветвью развития. Римляне были полны захватнических амбиций, они мечтали завоевать не только «варварские племена», но и зрелые цивилизации. Подобная черта сказывается на римлянах, это формирует широкие рамки для формирования их мышления.
Важнейшими отраслями в Риме, которым оказывали большое внимание были юридические и политические науки, а также естественные и технические.
Огромное влияние при этом римская культура получает от греческой, особенно эллинистической философии.
Во II веке до н.э. влияние греческой философии в в империи растет. Этому поспособствовало нанесение визита афинскими послами в империи.
Примерно с этого времени в Риме формируются три основных философских течения — стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Однако, следует отметить, что все три вышеупомянутых течения были основаны античными философами из Древней Греции.
Стоицизм — крупнейшее философское направление в римской философии. Некоторые из исследователей считают, что только стоицизм получает новый виток развития в Риме. Представители же эпикуреизма и скептицизма в Риме лишь углубляют проблематику, заданную древними греками.
Стоицизм был основан философом Зеноном Китийским в IV-III веке до н.э. Название происходит от греческого Stoa Poikilē и переводится как Расписной Портик. Именно под афинскими колоннадами собирались ученики Зенона, из-за чего их и прозвали стоиками. Но под стоицизмом в переносном смысле принято считать твердость духа и мужественное принятие всех испытаний на жизненном пути. Для стоиков главным авторитетом был Сократ, их восхищало его поведение во время судебного процесса, отказ Сократа бежать, невозмутимость перед лицом смерти и утверждение, что человек, совершающий несправедливость наносит себе вреда больше чем своей жертве — все это отвечало идеям стоиков.
В философии стоицизма выделяют три следующих периода:
Период ранней стои и само зарождение стоицизма относится к античной философии. Философия стоицизма состоит из трех основных разделов: физики, логики, а также этики.
В поздние периоды стоицизма философия стоиков стала в определенной степени религией для народа и распространилась по всей империи.
Панэтий из Родоса и Посидоний способствовали распространению стоицизма в средних и высших слоях общества. Учениками Панэтия являются Сципион Младший и Цицерон.
Посидоний оказал значительное влияние на дальнейшее развития стоицизма. В рамках онтологического направления он развил проблематику философии Аристотеля, а также проблемы космологии и естественных наук.
Однако наиболее знаменитыми представителями римского стоицизма являются Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Сенека имел всестороннее образование в таких областях как юриспруденция, естествознание и философия, занимался адвокатской практикой. Он получает всеобщее признание и наивысшие почести после прихода к власти своего ученика - императора Нерона. Однако далее Сенека подозревается в заговоре, повлекшем пожар в 64 г. н.э. он теряет былую славу и ему ничего не остается делать, кроме как покинуть Рим. Оставшуюся жизнь он проводит в одном из своих имений. Он кончает жизнь самоубийством.
К его наследию относятся многочисленные работы: «Письма Луцилию», «Рассуждение о провидении», «О стойкости философа», «О гневе», «О счастливой жизни», «О свободном времени», «О добродетели» и т. д. В основном все это труды этического характера.
В гносеологии Сенека придерживается сенсуализма, то есть он считал, что разум имеет начало в чувствах. Телесность он понимает как оковы души, Также Сенека разделяет идеи о бессмертии души.
Соглансо его учению Бог - имманетная сила, которая управляет логосом (разумом). Все в мире целесообразно и прибывает в гармоническом состоянии благодаря этой силе.
В отличие от старой стои философ, как и весь римский стоицизм, не вдавался в проблемы логики. Центральное место римского стоицизма занимает этика.
Для нее характерно два основных принципа:
В трактатах «О краткости жизни» и «О счастливой жизни» отражены как личный жизненный опыт Сенеки, так и реалии тогдашнего Рима. В римской империи исключаются гражданские добродетели и утрата свободы, что приводит философа к сомнению в будущем Рима.
Эпиктет, будучи рабом и получив свободу, решает свести свою жизнь с философией. На его философию во многом повлияла старая стоя и философские воззрения Сенеки. Центральная идея его философии - человеку ничего не остается как смириться с суровой действительностью, потому что он бессилен перед жестокими законами жизни. Но вместе с тем человек забывает о собственной роли, о своей активной позиции.
Разум по Эпиктету сущность человека, человек движим разумом в деятельности по поддержанию порядка в мире. По мнению Эпиктета нет ничего важнее собственной души. Во всем мире действует Бог — мировой разум. Также философ воспевает свободу человека, и считает, что единственное, чем должна быть ограничена свобода это свобода смирения с действительностью. Его философии полна протеста против общественных порядков, но не зная, как решить устовшиеся правила жизни, он предлагает лишь смириться.
Марк Аврелий Антонин — император и философ, согласно его воззрениям, мир представляет собой вечно изменчивое и динамическое, человек должен стремиться к добродетелям, это стремление выражается в подчинении законам природы.