Философия Пифагора


Философия Пифагора

Философское учение Пифагора является одним из самых ценных и интересных среди всех философских учений Древней Греции. Помимо огромного самостоятельного значения, оно является важным элементом в философии Платона, а также основой для целого философского направления пифагорейцев. Учение Пифагора проходит почти через всю историю греческой философии, зародившись во времена милетской школы, оно смогло просуществовать аж до последнего своего состояния в виде учения неопифагорейства.

Основаниями для учения Пифагора были такие принципы как гармония и порядок. Фактическим воплощение основных принципов философии Пифагора был созданный им союз пифагорейцев. Философ был одним из первых, кто назвал Вселенную космосом, что автоматически означало признание существования в ней гармонии и порядка.

Определение 1

Согласно древнегреческим представлениям, гармония - это правильное движение космических тел вокруг мирового огня, или как его еще называли Гестии.

Характерным является тот факт, что как только стало известно, что число планет не четное, Пифагор решил прибавить десятую планету – антипод Земли, ради подтверждения своей теории.

Некоторые ученые считают, что именно эта поправка Космоса и вызвала негативное отношение к Пифагору со стороны мрачного Гераклита (философа периода первой половины греческой философии). Он прозвал Пифагора не только эйдетиком и полигистором, а выдвинул гипотезу о том, что все его учение является ложным априори.

Идеи дуализма

Так, Филолай писал об учении Пифагора следующее: «Природа, которая существует в космосе, имеет гармоническую компоновку из определяющего и беспредельного, именно таким является устройство космоса и всех объектов и явлений, что находятся в нем». Исходя из этого, каждая вещь имеет свой предел или свою границу, то есть то, что ее определяет. Беспредельное и предел или бесконечное и конечное играют сверх важную роль в учении Пифагора, они выступают двумя противоположностями, которые являются первоначалами и двигают мир вперед.

Таким образом, можно сказать, что Пифагор в какой-то мере углубил и расширил взгляды Анаксимандра, который также считал что беспредельному «апейрону» противопоставляется другое начало – предел. То есть можно сказать, что монизм, который был характерен для милетской школы, таким образом, превращается в дуализм. Поэтому Пифагора считают одним из первых дуалистов, правда, только лишь в вопросах космологии, а не психологии.

Согласно свидетельству Аристотеля к этим двум основным первоначалам впоследствии были присоединены еще восемь:

  • чет и нечет;
  • одно и многое;
  • правое и левое;
  • мужское и женское;
  • покой и движение;
  • свет и тьма;
  • добро и зло;
  • квадрат и продолговатый четырехугольник.
Замечание 1

Так, несложно догадаться, что основной идеей пифагорейства являются противоположности и борьба между ними. Но стоит заметить, что все они могут сливаться в одно целое, что собственно и дает монизму преобладание над дуализмом в учении Пифагора.

Согласно с мировоззрением пифагорейской философии, когда идеалами служат такие понятия как гармония и порядок, то не существует ничего выше или лучше чем число. Так, если рассматривать представления Пифагора об этих двух понятиях, то он считает что порядок и гармония осуществляются непосредственно в числе. То есть число для пифагорейцев является основой мироздания, тайной идеей вещей, душой Космоса. Но в то же время число нельзя назвать символом, так как оно является чем-то гораздо большим, чем символ, но при этом без существования числа мир бы ждал полный хаос и анархия так как все слилось бы в одно целое и безразличное состояние. Так как вещь является числом, то она есть добро, соответственно, в число никогда не сможет проникнуть ложь, так как она является противоприродной и будет отторгаться самим числом, так как ему свойственна истина. Все добродетели Пифагор сводит к понятию чисел, п потому подобная этика является важной частью его философии.

Между учеными и философами ведется много споров по поводу того, является ли число у Пифагора материальным или же идеальным. Самое интересное, скорее всего то, что Пифагор нигде не акцентировал внимание на этом, так как ему данный аспект числа был просто безразличен. Самое основное положение из учения Пифагора было передано Аристотелем: все в этом мире есть число, оно является главным в мире в целом и в природе в частности, из чего можно сделать вывод, что все существующие в мире вещи являются производными от чисел. Именно благодаря такому устройству Универсума в мире царствует гармония и порядок.

Математика в философии

Становится очевидным, что если все вещи являются числами, то наука чисел автоматически становится наукой вещей, именно поэтому все учение Пифагора сводится к математике природы. Любое число Пифагор наделял специфическим значением, однако нередки случаи когда различными числами может быть обозначена одна и та же вещь, но и одно и то же число также может соответствовать различным вещам.

Согласном с философскими взглядами Пифагора, четные числа являются бесконечными, а у нечетных есть определенная грань. Границей любых чисел выступает единица, а из нее уже могут быть составлены любые другие числа и возможности Универсума. Четверика представляется через полноту числа и является его тайным корнем и источником его силы. Пифагор, как и его последователи видели определенного идола в четверике, а поэтому они клялись при помощи нее. Она имеет значение тела и справедливости, в то время как единица означала чистый разум и точку, двоица – линию и науку, троица – плоскость и мнение. Менее интересной является пятерика. В ней в отличие от остальных цифр-символов сливаются сразу пять стихий и пять внешних чувств (пятая стихия была представлена эфиром). Боги, люди, животные, звуки, цвета и все прочие вещи, которые имеют свои числа, а также и все эти числа сводились в учении пифагорейцев, к наиболее простым.

В соответствии с учением Пифагора, человеческий дух может быть «очищен» от тела посредством музыки, математики и гимнастики. Посредством данных манипуляций дух очищается и напитывается числом. В этом плане довольно удачно высказался Аристотель, который утверждал, что пифагорейцы слишком зациклены на цифрах и для них не существует окружающего мира. Число в каком-то смысле является для Пифагора и его последователей Альфой и Омегой, вся философия Пифагора фактически представлена одной лишь математикой. По сути, данная философия является математическим апофеозом, так как ни одна другая философия не стремилась в такой же степени отождествить математику и философию. Поэтому с чрезмерным обожанием математики, она заняла место, которое ей не должно надлежать. Учение Пифагора так же возвышенно, как и холодно – холодно, как то самое число, которое он возвеличил в ущерб действительности, и в силу того, что он был идеалистом.

Замечание 2

Отличие пифагорейства от ионийской школы заключается в том, что вопрос о сущности мира разрешается в формальном смысле слова. Пифагор обращает внимание не на вещество, а только на отношение или на форму. Если ионийцев часто называют (не вполне точно) материалистами, то пифагорейцев можно было бы назвать формалистами, не забывая, однако, что греки понимали под формою не то, что мы понимаем под нею теперь, что они не отделяли еще материи от силы.

Но, во всяком случае, ясно, что религиозные верования пифагорейцев целиком основаны на их философском учении и что ученики Пифагора действительно составляли философскую школу, а не только религиозную секту.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :