Эмпиризм в философии нового времени


Эмпиризм в философии нового времени

Эмпиризм нового времени

Эмпирика – философское течение, которое является противоположностью рационализма и мистицизма.

Замечание 1

Эмпирика в философской науке - это познавательная методика, которая основывается на личностном опыте, приобретенном посредством органов чувств. Заключение, выведенное на основании опыта, есть истинное или близкое к истинности.

Право отца-основателя эмпиризма закрепилось за английским мыслителем Френсисом Бэконом.

Новое время - это этап в развитии философской науки, хронологические рамки его 17 - 20 столетие. Этот период был известен массовыми революционными всплесками в Западной части Европы в результате которых сформировался и эволюционировал эмпиризм - новая методика философской познавательной деятельности.

Термин эмпиризм включает в себя более десятка разного рода течений в познавательной теоретической системе. Общий признак разных эмпирических концепций – утверждение, что познавательная деятельность это результат жизненного опыта. Он есть источник достоверного знания, потому что отражает историю, явления и факты, имевшие место в реальной жизни. Естественно, жизненная мудрость - это не единственный источник достоверных знаний. Один вид опыта не способен отобразить целый комплекс наблюдательных механизмов, он представляется лишь версией объективного реального познания.

Принципы эмпиризма

Сама идея эмпиризма основывается наследующих принципах:

  • цепочка фактов и явлений способна формировать ассоциативные взаимосвязи: при возникновении события А, происходит событие Б.
  • в результате нескольких повторений реагирования на явление появляется опыт.
  • в дальнейшем, ассоциативная цепочка становится неразрывной и привычной, отделить событийное восприятие от пережитой практики невозможно.
  • такие взаимосвязи появляются не только в жизнедеятельности определенной личности, они проходят становление на протяжении столетий и тысячелетий.

По утверждению Спенсера, индивид обладает ассоциативной мыслительной деятельностью с момента появления на свет. Она прошла процесс становления в ходе эволюционного развития, постепенно усложняясь и совершенствуясь.

Воздействие опыта на познавательную деятельность

Не только биологические условия участвуют в формировании опыта, но и социальные факторы. Культурная среда воздействует на совершенствование личности, обеспечивая определенную благоприятную атмосферу по становлению познавательной деятельности. А опыт необходимо воспринимать как психологические факторы и обстоятельства.

Познавательная деятельность возможна под влиянием опыта на психофизическое функционирование и формирование ассоциативной взаимосвязи из различных звеньев сознательной сферы. Законы познавательной деятельности характеризуются высокой степенью вероятности, тем не менее они не несут достоверности. Познавательные законы способны развиваться и изменяться.

Эмпиричность методик познавательной деятельности

Смысл эмпирической познавательной деятельности заключается в исследовании миропорядка при помощи рецептивного восприятия. Изучаются внешние стороны объектов, которым индивид дает оценку при помощи органов чувств:

  • зрения;
  • слуха;
  • осязания;
  • обоняния.
Замечание 2

В основной своей массе люди приобретают информационные сведения зрительным способом.

Опытные изучения в эмпирике осуществляются следующими методами:

  • описательный метод - фиксируются данные наблюдений, применяются искусственные или естественные языковые механизмы. Для того, чтобы описать полученный материал применяются сравнения и измерения;
  • метод наблюдения - приобретаются знания о внешних особенностях, модели, специфике исследуемых явлений при помощи целевого мировосприятия;
  • сравнительный метод - выделяется разница или схожесть предметов, их элементов и стадий течения;
  • измерительный метод - сравнивают заданную величину и стандарт, для выявления разницы между изучаемыми предметами, подтверждается или опровергается их соответствие с той или иной группой;
  • экспериментирование - предмет исследуется в контролируемой и заданной среде. Применяется в освоении предметов в естественном виде, подтверждается бытующая гипотеза или информационный материал для разработки и развития нового предположения.

Таким образом, использование многих методик эмпирической познавательной деятельности дает разнообразные информационные данные, и позволяет проводить их сравнительный анализ. В результате суммирования полученного информационного материала делается вывод, и происходит переход от отдельного конкретного факта к научной гипотезе.

Эмпиричность развивалась благодаря не одному десятку мыслителей. Философы, которые внесли существенный вклад в формирование и распространение теоретических эмпирических идей: Бэкон, Гоббс и Локк.

Развивая эмпирику, многие мыслители в то же время изучали другие течения философской науки.

В качестве автора эмпирики выступает Френсис Бэкон. Он был не только, мыслителем, деятелем науки, политиком, а и разрабатывал рационализаторский подход в познании миропорядка. Бэкон широко применял научные подходы и популяризировал научную сферу в Новое время.

Первоосновой познавательной деятельности, по Бэкону, является опыт, только он может подтвердить или опровергнуть определенные сведения. Для установления истинности знания, нужно иметь в достатке объем опыта. Как полагал Бэкон, важнейшая цель - это познать Вселенную. Бог наделил человека разумом, позволил изучить миропорядок. На пути освоения истинности встречаются препятствия - иллюзии, ошибки. Таким образом, задачей мыслителя выступает избавление от иллюзий, отделение истинности от навязанных мироощущений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :