Т. Гоббс является одним из представителей английской философской мысли, внесших свой вклад в развитие эмпирической теории познания. Политические и социальные события в Англии, свидетелем и современником которых Гоббс являлся оказали значительное влияние на его философские взгляды определив специфику и направление главных работ этого мыслителя.
Гоббса можно назвать в известной степени механицистом – согласно его позиции, любое размышление по своей форме и результату соответствует математическим операциям, а мир, как совокупность движущихся материальных тел, подчинен принципам механики. Любое тело – неживое, живое и даже человеческое представляет собой механизм, различного уровня сложности. В человеческом теле сердце выполняет роль пружины, нервы – нитей, а суставы – шарниров. Исходя из данной посылки Гоббс делает вывод о тотальном детерминизме, т.е. возможности описать и предсказать любое поведение или явления на основании причинно-следственных связей. Причем законы, которые руководят движением тел, с точки зрения философа достаточно просты.
Все многообразие психической жизни Гоббс сводил к простому инстинкту самосохранения, который направляет действия как человека, так и животных. При этом человек, как и животное, стремится к безграничному и постоянному удовлетворению собственных эгоистических потребностей, и только необходимость гражданского общежития вынуждает его отказываться от части своей свободы в пользу государства.
В своем философском учении Гоббс выделяет два основных направления:
Центральным для Гоббса является, конечно же, государственное направление, как переосмысление и ответ социальным реалиям его жизни.
В отличие от других эмпиристов своего времени – Бекона и Локка, Гоббс считал главным источником знания человека не опыт, а непосредственное чувственное восприятие, т.е. те образы, которые поступают через органы чувств при прямом контакте с реальным объектом. При этом согласно его позиции знания, которое не опиралось бы на наши ощущения, не существует.
Гоббс разработал свою классификацию образов получаемых от органов чувств:
Естественные знаки являются природными явлениями, обладающими прогностической функцией для человека – например, гром, как предвестник грозы, или тучи, позволяющие судить о том, что скоро будет дождь.
Сигналы представляют собой различные естественные звуки, воспроизводимые животными для обозначения собственных намерений, состояния, передачи информации.
Метки реализуются как различные доречевые средства коммуникации между людьми. К ним можно отнести язык жестов и невербальные проявления, а также всевозможные знаки, например, дорожные знаки, стрелки эвакуации и т.д.
Произвольные коммуникативные знаки – это слова различных языков.
Знаки в роли меток представляют собой жаргонную, кодированную или узкоспециальную речь, понимание которой возможно только определённым кругом специалистов.
Знаки знаков являются обобщенными, отвлечёнными и абстрактными универсальными понятиями, формулируемыми в рамках философии.
Сенсорная информация является главным источником знания, которое может быть двух типов – непосредственное, или знание факта, фиксируемое восприятием и памятью, и научное, дающее представление о закономерностях и связях, описанных на языке математики. Математика для Гоббса выступает единственным путем достижения истинного абстрактно-логического знания, из-за чего его позицию часто сближают с рационалистической.
С точки зрения Гоббса человек – это механизм, которым движет примитивное желание выжить. В своем желании человек склонен мгновенно реализовывать возникающие потребности за счет любых окружающих его ресурсов, т.е. предъявлять право на все. В этом отношении, с позиции Гоббса, человек ничем не отличается от животного. Реализация истинной свободы или права на все, происходит в рамках естественного состояния общества, т.е. постоянной войны всех против всех, в которой не может быть победителей.
Гоббс напрямую не указывает, что природа человека зла, он считает ее эгоистичной, необузданное проявление эгоизма приводит к естественному хаосу. Однако отличие человека от животных состоит в наличии разума. Благодаря разуму человек понимает, что для выживания ему необходимо объединиться с другими людьми. Таким образом возникают естественные законы, в которых люди, общество выражают свою готовность на отчуждение части личных свобод в пользу общего блага. Однако без силовой поддержки эти законы не будут соблюдаться. Так появляется государство.
Государство рассматривается Гоббсом как искусственное тело, созданное человеческим обществом для противостояния своим естественным страстям и хаосу. Как результат государство полностью овладевает обществом и подчиняет его себе, подавляя и контролирую. Основу государственности составляет власть, которая обладает самоценностью сама по себе и не нуждается ни в каких детерминантах для своего обуславливания. Власть нуждается только в силе для ограничения свобод граждан и принуждения к выполнению законов, которые являются инструментами государства и служат его интересам.
Идеальным воплощением государственной системы для Гоббса выступает абсолютная монархия. Остро переживая революцию в Англии и сопутствующие ей хаос, насилие, социальную неупорядоченность, Гоббс отрицает роль нравственности, как противовеса эгоистической человеческой природе, признавая лишь силу власти. Разделение власти, характерное для демократии, с его точки зрения ведет к ее уничтожению, т.к. различные субъекты власти начинают борьбу между собой, вместо того, чтобы подавлять общество.