Рационализм в философии нового времени


Рационализм в философии нового времени

Определение 1

Рационализмом называется гносеологическое философское течение, которое в качестве настоящего источника происхождения достоверных знаний считает не опытность, а разумность.

Основоположник рационалистической философской концепции

Основоположником рационалистического философского течения нового времени был Рене Декарт:

Декарт находился у самого истока концептуальных ценностей Нового времени. Именно в разумности Декарт пытался отыскать черты истинного познания.

Декарт делает упор на предположение, что познавательная мыслительная деятельность человека продуцирует различные идеи, которые не представляется возможным сформировать ни из опыта, ни методом индуктирования (к примеру, идея Бога, пространственная идея).

Замечание 1

Он считал, что подобные воззрения заложены в разуме человека с момента его рождения, до приобретения индивидом первого навыка или умения.

Врожденной спецификой Декарт обосновывает возможное присутствие интеллектуального интуитирования, эффективность которого отображается в том, что истинность знаний для человеческого разума есть непосредственная самоочевидность ясная и отчетливая.

Методики философского рационализма

К важнейшим методикам философского рационалистического направления необходимо отнести дедукцию, или метод аналитики.

Определение 2

Дедукцией называется алгоритм размышлений, идущий от целого к отдельному.

Декарт полагал, что реальная действительность в ее многообразии при помощи дедукции может сводиться к двум простейшим, взаимонезависимым сущностям. В качестве таких сущностей выделяются:

  • материя;
  • душа.

Для разрешения проблематики качественного определения субстанции, Декарт вводит термин атрибут.

Замечание 2

Атрибутом является важнейшее первейшее качество субстанции, которое выражает ее суть. Атрибутом материи, по Декарту, является ее протяженнность(обширностью в пространстве), а атрибутом души - мыслительная деятельность.

Отсюда, длительная сущность и мыслительная первооснова представляются двумя взаимонезависимыми реальными мирами, которым присущи свои закономерности и законы.

Дуализм философской системы Декарта

В индивиде, в противовес другим живым организмам, объединены две первоосновы: и душа, и тело. Дуалистические идеи Декарта заключаются в том, что и тело, и душа являются реальностями, не связанными ничем единым между собой. Тем не менее опытность показывает крепкую взаимосвязь данных реальностей в индивиде, как отображено фактическим произвольным перемещением тела и ощущения, которые находят отражение в душе. Данная проблематика психофизической взаимосвязи (контактирование души и тела в личности) в структуре дуалистического мировоззрения Декарта представилась весьма затруднительной, и в конечном итоге не была решена философом.

Идея рационализма Спинозы

Рационалистические положения развивались в философской науке Нового времени в трудах Лейбница и Спинозы.

Главный труд Спинозы "Этика", создан на основе дедуктивно-геометрической методики. Сочинение начато им с дефиниций (легкое и поверхностное объяснение), затем формулируются постулаты (верные подсознательно и подлинные концепции), из которых дедуктивными способами строятся утверждения.

По мнению Спинозы, взаимосвязи и соотношения, которые обосновывают реальный миропорядок, есть выражения рациональной нужды. Божественное начало, Бог, субстанция изучаются точно, опираясь на конкретные правила и закономерности. Таким образом, даже Бог, может быть доказан настолько строго, насколько это присуще математической науке.

Помимо этого, геометрическая методика безэмоционально обосновывает предмет, что дает беспристрастность. Такое требование объективности выражается в определённой закономерности философской системы Спинозы: в первую очередь необходимо понимать.

Проблематика субстанции в философской концепции Спинозы

Главная проблематика философской системы Спинозы заключается в вопросе о субстанции. Субстанция, по утверждению Спинозы, является первопричиной себя самой. К примеру, Декарт опирался на дуализм, а Спиноза ориентируется на монизм (признает только одну субстанцию, находящуюся в основании сути). Согласно учению Спинозы, имеет место лишь одна субстанция. И именуется она Богом или естеством (пантеистическая направленность взглядов Спинозы).

Господняя сущность является свободной, потому что пребывает и поступает в соответствии с требованиями своей натуры, и неизменной, потому как само бытие содержится в ее сути.

Модусы и атрибуты

Спиноза полагает, что в реальности нет места ничему, помимо сущности и ее выражения. Выражения сущности называются, согласно Спинозе, модусы и атрибуты. Атрибутами именуются существенные первейшие качества первоосновы. А модусами - состояния сущности, которые не являются обязательными.

Спиноза убежден, что первооснова владеет многими атрибутами, но для познавательной деятельности человека известными представляются только два: мыслительное функционирование, длительность.

Положения сущности, или модусы подразделяются Спинозой на две типа:

  • модусы бесконечные
  • модусы конечные.

Бесконечные модусы - это представления, концепции, абстрагирование (к примеру, разумение, волеизъявление, характер, передвижение, спокойствие). Модусы конечные есть единственные исключительные предметы.

Бог - это субстанция, по мнению Спинозы, с ее продолжительными состояниями, особенностями; миропорядок же включает в себя модусы, конечные и бесконечные. Пребывают они в связке, поэтому, все является причинно обусловленным божественной природностью, ничего не бывает случайным, а миропорядок есть обязательное следствие божественной выраженности (то есть все является Богом). Идейная структура сопоставляется со структурой тел: Бог - это источник всех положений и мыслей, мыслительные реалии; по такому подобию от Бога выходят и тела, потому как Бог представляется длительной сущностью.

Следовательно, наблюдается совершенный параллелизм, заключается он в абсолютной идентичности, потому как сущность одна и та же, только исследуется в двух разных аспектах. Предметы и концепции, мысли - это две различные стороны одной сущности (Бог). Каждая концепция соответствует какому-либо телу, и у каждого явления есть присущая ему мысль. Таким образом, Спиноза разрешает проблематику философской системы Декарта - вопрос психофизической взаимосвязи.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :