Развитие философской науки в Западной Европе в 17-18 столетии совпадает с формированием и прогрессированием капиталистических тенденций, стремительным развитием научной и технической сфер. Несомненно, такие факторы оказали воздействие на умонастроения в обществе. Таким образом, сформировались оригинальные течения в философской науке.
Мыслители той эпохи рассуждали о месте и предназначении личности в общем миропорядке и полагали что только человек способен влиять на свою судьбу, а не высшие силы, или божественный разум. Крупнейшие мыслители философской науки Нового времени:
Философская наука в Новое время отметилась двумя значительными течениями - рационализмом и эмпиризмом.
Эмпиризм во главу угла ставит опыт личности и характер принятия ею реального миропорядка, а влияние научных теоретических концепций сводит к минимуму.
Данное философское направление образовалось в Англии. Значительными его представителями выступали:
Сторонники рационального подхода были убеждены, что самая верная методика познания окружающего мира состоит в использовании собственного разума.
Они не признавали, что миропорядок познается благодаря человеческому опыту, или же основываясь на чувственных восприятиях. Сторонники рационального метода:
Идея рационализма состоит в том, что индивид благодаря собственному разуму не только познает окружающий мир, но и способен преобразовать его в лучшую сторону, то есть возможности человека по сути являются безграничными.
Рационалистические представления в философской системе Нового времени основываются на техническом и научном развитии, и принимают во внимание соответствующие общественные настроения. Их специфические черты:
Рассматриваемые выше философские направления сформировались в период распада феодального устройства и значительных изменений в экономической и социальной сферах. В капиталистическую эпоху необходимо было совершенствовать научную и образовательную отрасли, и именно для этой цели нужно было высвобождать человеческое сознание.
17-18 столетие отмечается преобладанием разумного над окружающим миропорядком. Индивид благодаря своим знаниям и мыслительной деятельности устраивает свою жизнедеятельность. Поэтому необходимо критически подходить к бытующим традиционным тенденциям и духовной авторитетности. Следует критически относиться к устоявшимся в отечественной жизни религиозным представлениям. Незыблемые религиозные догмы проверяются на разумность и целесообразность. Целью такой деятельности является: удалить из жизнедеятельности человека суеверность и сменить ее на разумные идеи. Философская тенденция просветительской эпохи задалась целью примирения разных религиозных объединений. На первое место выходит суждение того, что Бог является единым, он сотворил совершенный миропорядок и не влияет на ход его развития.
В 17-18 веках многие научные открытия становятся достоянием общества. Человек поверил в себя, в свой огромный потенциал и собственное значимое место в истории технических свершений. Стремительно развивается экономическая сфера. Формируется новый социальный слой, названный буржуазией. Ширится новая социальная и политическая сила - либералы, предлагающие свободу монополистам, промышленникам, коммерсантам. В том числе они внедряют в общественное сознание мысль о том, что права отдельных граждан первичны в соотношении с государственными интересами.
Сформировано новое видение теории возникновения государства. Мыслители эпохи Просвещения убеждали, что оно возникло благодаря консенсусу народа и правительства. Сила государственного регулирования, исходя из данного теоретического представления, сосредоточена в руках простого народа. Власть действует исключительно в интересах народных масс. Причем существует четкое разделение власти на судебную, законодательную и исполнительную, а это исключает незаконное использование служебного положения. Такая модель характерна и в настоящее время во многих европейских странах.
Мыслители материалистического толка впервые открыто утверждали, что Бога нет. Таким образом, возникло направление атеизма. Вселенная в своем основании содержит движущуюся материю, не изменяющуюся во времени. А природа - это жизнь всего.
Источником любой информации выступает ощущение, возникающее после влияния на перцептивные органы материальных вещей и объектов. Главный перцептивный орган - это мозг человека. Только он может определять каким образом отвечать на внешнее воздействие.
Сторонники Просвещения отрицали утверждение церкви, что каждый индивид по своей природе является грешником. Они были убеждены, что не только физическая, но и моральная сторона личности формируется в течение всей ее жизнедеятельности, благодаря в том числе и воспитательной деятельности.
Мыслители Просвещения мечтали о построении морально-нравственного, светлого общества, в котором все люди будут атеистами. Далеко не всеми философами того времени подобная идея была принята.