Философия культуры представляет собой направление философии, занимающуюся анализом культуры, ее основных черт и характеристик, познанием ее сущности, а также выведением общего значения культуры для жизни человека и общества. Наибольшее значение философия культуры приобретала в годы социальных потрясений и кризисов, когда вопросы, связанные с духовностью выходили на передний план. В истории философии к проблематике культуры обращались с древнейших времен, еще со времен античности, в тесной связи философия культуры находится с такими науками, как история, психология, этнография, лингвистика, искусствоведение и т.д. Знания из этих отраслей наук обогащает философию культуры, придавая ей особую направленность и своеобразие.
Философия культуры XX века наиболее ярко развернулась в западной философии, поскольку именно там более глубоко проступили все элементы кризиса. Кроме того, исторически сложившиеся предпосылки в виде особой философской традиции также способствовали формированию разных направлений и школ.
Для всей западной философии культуры можно выделить следующие наиболее характерные черты:
Истоки философии XX века лежат в размышлениях немецкого философа Вильгельма Дильтея, являющегося автором «понимающей» методологии в культуре. Он считал, что жизнь – слишком сложное и загадочное явление, которое можно понять только через нее саму при помощи герменевтики, т.е. способа интуитивного проникновения в необходимую культурно-историческую реальность. Для Дильтея культура предстает в виде замкнутых систем, не связанных между собой. Главное в ней представляет мировоззренческий пласт, причем оно само всего лишь верхний слой огромного жизнеощущения, складывающегося под влиянием жизненного опыта.
Дильтей выделял следующие формы мировоззрений:
Продолжателем данной философии выступил Георг Зиммель. Он считал, что культура основывается на дуализме между миром людей (культурой) и миром природы. Человек не включается в естественную среду, а противопоставляет ей себя. Культуру он символично называет «путь души к себе самой». Культура у него предстает как сложная, наполненная субъект-объектными отношениями форма жизни. При этом история культуры представляет собой постоянное духовное развитие человечества. Однако в этом, по мнению Зиммеля, состоит трагедия человечества – в возникающем противоречии конкретного и объективного смысла культурного объекта. В каждом творении человека, помимо смысла, который вкладывает в него сам создатель, имеется своей объективный смысл, раскрытие этого смысла уже на зависит от творца. Второй парадокс, подмеченный Зиммелем, состоит в том, что чем больше и информационно богаче культура, тем меньшее удовлетворение ощущает человек, т.е. люди ощущают себя «все имеющие, и ничем не обладающие».
Альберт Швейцер, как и выше озвученные философы, также считал, что наступают времена кризиса культуры. Причину этого он видел в господстве материальных ценностей над духовными, в превалировании общества над человеком, его обезличивание и деморализацию. Человек вырождается в безвольное и слабое существо, в котором уничтожены последние остатки человеколюбия. Такая ситуация возникла в следствие неверного подвода к культуре, которая была обезличена и трактовалась как ход эволюции, при том этическому компоненту в культуре уделялось слишком мало внимания. Преодолеть последствия такого отношения можно только через одно – установить «благоговение перед жизнью». Стоит сказать, что сам Швейцер стал не только теоретиком, но и практически воплощал свои гуманистические идеи. Он в возрасте 30 лет отказался от успешной карьеры музыканта, искусствоведа и теолога, а получив медицинское образование, уехал в Экваториальную Африку для помощи людям.
Автором игровой концепции культуры является голландский историк и философ Йохан Хейзинга. Он полагал, что культура развилась из феномена игры, в которой воплотились основные мировоззренческие моменты. Игра стала формой самосознания эпох. Именно игра стала тем фактором, благодаря которому человек отделился от мира животных. При помощи игры человек создал свою сферу жизни, свое кульутрное пространство, которое потом видоизменялся, подстраивая под себя. Игра воплощает свободу, независимость от обстоятельств, к ней человек подходит радостным и воодушевленным, что может свидетельствовать о ее особом сакральном значении. Из-за того, что в XX веке культура стала слишком серьезной, а игре уделяется слишком мало внимания, на лицо проступают все признаки кризиса. Одним из таких элементов является инфантильность – «пуэрилизм» или ребячливость, свойственная современному западному обществу. Сюда можно включить как многочисленные «политические игры», такие как выборы, дебаты, интриги, падения кабинетов и т.д., а также переход игры из сферы развлечения в сферу серьезного занятия, например, профессиональный спорт.