Понятие культуры имеет множество значений в самых разных областях жизнедеятельности человека. Культура является предметом изучения не только философских дисциплин, но и ряда гуманитарных наук. Особое значение среди наук и дисциплин, изучающих культуру как целостность, сегодня имеют: культурология, психология, социология, этнология, социальная антропология, археология, история, семиотика, лингвистика, а также ряд эмпирических областей исследования, как искусствоведение, этнография, сравнительное языкознание, литературоведение, религиоведение и другие.
В основном, под культурой принято понимать деятельность человека в различных её проявлениях, включая разные формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. Под культурой также понимается накопление человеком и человечеством в целом на протяжении всего своего развития опыта, знаний и умений. Культура – это и проявление человеческой субъективности и объективности, характера, навыков, знаний, умений.
Культура представляет из себя сложившиеся формы человеческой деятельности в своей совокупности, без которых культура не способна воспроизводиться, а значит и существовать. Источником возникновения культуры мыслится деятельность человека, его познание и творчество.
Философия культуры – это раздел философии, рассматривающий культуру как целостность. Термин «философия культуры» появился в начале 19 столетия, его ввёл немецкий романтик А. Мюллер.
Философия культуры – это общая теория культуры. Философия культуры раскрывает сущность культуры, её наиболее общие закономерности развития, классифицирует её виды и формы, изучает связи культуры с природой и обществом. Основной вопрос философии культуры – это вопрос культурных универсалий, которые должны объяснять сущность культуры и её предназначение. Культурные универсалии – это все формы жизнедеятельности человек в социуме: общественное производство, досуг, труд, общение, игра, воспитание, образование, духовная жизнь, нравственность, творчество, политическое сознание.
Само слово "культура" возникло в Древнем Риме, и тогда оно означало только сельскохозяйственную культуру, возделывание земли. Изначальный смысл слова культура позднее был изменён, слово культура стала означать развитие человека. В данном значении подчёркивалось, что культура – это выход в мир людей, и организация мира людей по законам гармонии.
Пространство культуры включает в себя:
В современной философской мысли можно выделить несколько основных подходов к изучению культуры:
Аксиологический подход господствовал в философской мысли 60-х - 70-х гг. 20-го столетия. Данный подход получил развитие и обоснование в работах Г. Г. Карпова, Г. П. Францева, В. М. Межуева, А. А. Зворыкина, Н. С. Злобина, и других. Аксиологический подход характеризует культуру как совокупность всех материальных и духовных ценностей человечества.
Системно-деятельностный подход разрабатывается в 70-ые гг. 20-го столетия в трудах М. С. Кагана, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Э. С. Маркаряна и других. В этом подходе культура рассматривается как особый способ деятельности человека, система специфических средств решения проблем, которые встаю перед человеком и человечеством. Основным понятием системно-деятельностного подхода является понятие «способа деятельности». Понятие «способа деятельности» должно отвечать на вопросы «каким образом» и благодаря «какой системе средств» происходят различные процессы в области жизнедеятельности человека.
Семиотический формируется в работах Р. О. Якобсона, Ф. де Соссюра, Н. С. Трубецкого, Р. Барта и других исследователей. В рамках данного подхода культура определяется как универсальная знаковая система, главная задача которой – это хранение, накопление и преобразование, и передача исторического опыта человечества. Специфика культуры в семиотическом подходе раскрывается благодаря таким понятиям как «знание», «информация», «коммуникация», «смысл», «текст», «знак», «значение», «символ», «структура».
Психоаналитический подход в исследовании культуры формируется на базе философской интерпретации психоаналитических концепций Зигмунда Фрейда, который рассматривал культуру как область символического выражения сексуальной энергии, как функцию общественного контроля и сдерживания психических процессов бессознательного. Данный подход разрабатывался в работах Э. Фромма, К. Юнга, Г. Маркузе, Т. Адорно и других.
Игровая подход формировался в концепциях Г. Маркузе, Й. Хейзинга, Х.-Г. Гадамера, Р. Барта и других. В игровой концепции культура рассматривается как как область нравственных норм и эстетических ценностей, способ и результат духовной деятельности и развития человека. Ключевое понятие в данном подходе – это понятие игры. Игра является причиной и основанием культуры. Игра интерпретируется как ключевой элемент деятельности человека в любой области, а также как движущая сила развития культуры. С точки зрения данного подхода, игра представляет из важнейший элемент, благодаря которому произошёл переход от природного к культурному измерению человеческого бытия.
Подводя итого об исследованиях культуры в рамках философии, можно сделать вывод о том, что культура – это не что иное, как исторический опыт всего человечества, опыт, который выражается в системе ценностей, нормах поведения, знаниях. Культура – это состояние человечества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития.