Философия культуры представляет собой научную дисциплину, недавно выделившуюся из области культурологии и философии в самостоятельное направление, что обусловлено формированием подхода к культуре как целостному объекту при разнообразии его внутренних составляющих, имеющему связь с внутренним миром человека.
Как пишет А. Л. Доброхотов, философия культуры как самостоятельная наука еще находится в процессе своего становления, отсюда проистекает огромное количество теорий и мнений относительно ее отображения. Обобщающих трудов по данной проблеме, которые можно было бы назвать сводом устоявшихся дисциплинарных знаний, на данный момент нет. Отсюда проистекают другие проблемы философии культуры:
Еще одной проблемой философии культуры является отсутствие общепризнанных аксиом и методов, что порождает разницу в прочтении и подходах к культуре. С другой стороны, разнообразие точек зрения является свойством любого гуманитарного знания, а их синтез является делом будущего развития философии культуры как науки.
Понятие философии культуры ввел немецкий философ А. Мюллер, понимание культуры которого основывалось на работа по философии истории И. Гердера и В. Виндельбанда.
Проблема культуры человека как результат его труда была поднята еще во времена античности в трудах софистов. Особое внимание они уделяли противопоставлению стабильных законов природы к изменчивым культурным явлениям. Киники продолжили развитие этой мысли и заключили, что по мере развития культуры человек все больше уходит от природы, поэтому Антисфен и Диоген Синопский говорили о необходимости возврата людей в естественное состояние.
В период средневековья в полярности природа-культура произошли изменения на Бог-культура. Так философия культуры превратилась в теологию культуры. Развитие культуры человека и его самого связывалось с прощением грехов и приближением к божественному замыслу.
Только в эпоху Ренессанса происходит возврат к культуре человека как прекрасному творению, красота природы воплощается в творениях человека, более того, предстает как отражение духовной красоты самого человека. На это повлияли установки античности, которые вновь приобретают популярность. Культура человека связывается с космологическими и этическими принципами.
В новое время тема культуры становится объектом внимания Дж. Вико и Ж.Ж. Руссо. Так, Вико представил развитие общества развитию человека, выделив в данном процессе ряд стадий:
В трудах по философии истории Вольтера и Кондорсе постепенно вызревает идея о процессе культурного развития человека как прогрессе. Однако Руссо, как до этого софисты и киники, противопоставлял природу и культуру, и также настаивал на возвращении назад к природе. Однако в целом понимание культуры и его роли в жизни общества стало намного сложнее.
Это усложнение хорошо видно в работах Канта. Он, как и Руссо, считал, что разум не способен решить все проблемы человека. Возврат к природе он связывал с обретением счастья человеком, однако подлинный смысл человеческого бытия намного сложнее, чем его чувственная сторона. С точки зрения Канта смысл человеческого существования заключается не в господстве человека над природой при помощи различных технических средств, а в моральном господстве над самим собой.
В XIX веке Гегель развил идею культурно-исторического процесса, разделив его на три стадии - символическую, классическую и романтическую. Как к показателю постепенного вымирания общества относит культуру А. Шопенгауэр. Виндельбанд и Риккер считали, что все знания человека должны быть разделены на два класса - «науки о культуре» (т.е. о человеке) и «науки о природе». Далее произошло разделение между культурой (как к целостному знанию) и цивилизацией (как отражение утилитарного отношения к миру).
На сегодняшний момент философия культуры стремится ответить на чрезвычайно широкий круг вопросов, среди которых:
Эти и многие другие вопросы имеют огромную актуальность, т.к. затрагивают не абстрактное общество, а каждого человека, а вопросы противостояния культуры и природы лежат в основе всего человеческого бытия, в том числе его экономической хозяйственной деятельности, а также экологического воздействия.
Встретить на сегодняшний день абсолютно закрытую автономную культуру очень сложно, практически везде культура открывает свои границы, переставая быть закрытой системой. Это связано и с чрезвычайно широкой миграцией населения, развитием информационной сети и средств коммуникации, формированием межнациональных поселений и браков.
В связи с этим развитие философии культуры чрезвычайно важно как науки, которая сможет преодолеть противопоставление культуры, природы и цивилизации, перейти к осознанию их взаимодействия как целому и единому механизму материальной и духовной деятельности. Кроме того, развитие философии культур может являться методологической базой для других наук, изучающих эти же объекты, но с другого научного направления.