Философия культуры представляет собой направление философии, которое сосредоточено на осмыслении и объяснении основ культуры, закономерностей ее развития, а также дальнейших перспектив.
В поле зрения философии культуры попадают ее структура, функции, а также роль в жизни человека. Философия пытается вскрыть причины кризисных явлений в духовной сфере, показать их отличительные особенности, найти выход.
Объектом изучения философии культуры служат философские взгляды на развитие культуры человечества в разные исторические эпохи, логика их выстраивания, проблемы культуры в свете историко-материальных условий.
Само понятие «философия культуры» было введено в науку А. Мюллером, оно включало в себя представления различных философов о культурном развитии человечества, различные варианты социальных моделей, а также закономерности их повторения. Через философское осмысление осваивался весь накопленный человеком опыт, перерабатывался и использовался для создания абсолютно новых вещей и идей.
В широком смысле культура включает в себя, что сотворено человеком, все, что он изменил. Ее можно определить как сверхъестественный результат человека по преобразованию окружающего его мира. Однако это не значит, что природа не играет в данном процессе никакой роли. Напротив, природа является источником человеческого вдохновения, она содержит в себе ресурсы, из которых человек будет создавать что-то новое. Природа - мощный фактор, влияющий на развитие общества, поэтому культура часто противопоставляется природе.
Развитие взаимоотношений человека и природы было сложным. Исторический анализ их взаимоотношений позволяет выделить три этапа в данном процессе:
Соотношение культуры и природы - один из немногих вопросов, который интересует философию культуры. Она задается такими проблемами, как: Что такое культура? Почему она так многообразна? В чем целостность культуры? Какие требования предъявляет культура по отношению к человеку? Равноправны ли культуры? Что такое национальные культуры и какая судьба ждет их? Возможно ли образование общепланетарной культуры? Стоит ли этому противиться?
В сегодняшнем мире приоритет отдается точным наукам, а также связанным с технологическим совершенствованием. Это заставляет многих поднимать вопрос о необходимости философского знания, в том числе о культуре, для современного мира.
Если наука объясняет материальный мир, религия пытается разрешить внутренние духовные кризисы человека, то философия нередко разрушает внешне спокойный и уравновешенный порядок. Философ поднимает проблемы, на которые в принципе не может быть дан окончательный ответ. Философия претендует на глобализм, охватывая такую широту человеческой мысли, куда наука еще не скоро проникнет. Взаимодействуя с разными науками, философия берет в них конкретное знание, переосмысливает его, выводя мировоззренческую картину эпохи. Большая роль в осмыслении и поиске нового принадлежит интуиции. Интуиция как неожиданно всплывающее знание озаряет философов, позволяя им генерировать новые идеи, создавая в том числе мыслительную (философскую) платформу для само разной человеческой деятельности, в том числе науки. Через интуицию философа рождается новое знание о культуре человека, без философии культура во многом утратила бы свою смысловую и метафизическую составляющую.
В настоящее время центральным философским подходом к явлению культуры выступает антропологический, который пришел на смену культурологического подхода. Специфика культурологического подхода заключалась прежде всего в понимании и исследовании различий между культурами различных народов, утверждении факта отсутствия единой, общечеловеческой культуры, в качестве которой до этого в философии утверждалась культура европейская.
Культурологический подход позволил накопить большое количество эмпирического материала и знаний о культурных особенностях различных регионов мира. Однако именно богатство фактического материала создало площадку для развития культурной антропологии, через поиск и раскрытия общих связей и корней для самых различных культур, которые основываются на общих тенденциях развития человека и общества. Цель культурной антропологии является поиск универсумов – общих культурных принципов.
Культурная антропология включает в себя такие области знания как:
Одним из представителей культурной антропологии является К. Леви-Стросс, основавшей структурную антропологию. В своих трудах Леви-Стросс давал специфическое понимание культуры, как объединение двух тенденций общества – внешней и внутренней. Внутренняя тенденция представляет собой направленность общества на поддержания себя и собственной специфики – идентичности. Внешняя тенденция – это коммуникация общества с другими социумами. Раздельное существование данных тенденций, которые находят свое объединение в культурном символизме обусловлено неспособностью человека к целостному моделированию окружающей его реальности, а воспроизведению моделей только отдельных ее аспектов.
Продуктом культуры становится миф, который представляет собой аналогию, попытку систематизировать опыт человека через введение оппозиций, связей между элементами человеческого опыта. Первичной оппозицией по Леви-Строссу является «природа - культура».