Философия в самом общем смысле представляет собой рассуждения человека о мире и себе в этом мире. На самом бытовом уровне в той или иной степени роль философов исполнял каждый, задаваясь вопросами о смысле жизни, ее детерминантах, сущности своего Я, своем отношении к миру и т.д. Философия как наука задается теми же вопросами, но решает их принципиально на другом уровне - ищет объективные истины через осмысление сформировавшейся культуры знаний, принципов, оценок, смыслов, которые свои в каждой исторической эпохе. Тем самым, философия обращена к человеку и тайнам его души, проблемы человека - проблемы философии. Поэтому философия не абстрактная наука, она исходит из реального бытия. Через решение этих проблем человек осмысливает окружающий мир, осознает себя и понимает свое предназначение.
Выражение «философия - живая душа культуры» принадлежит К. Марксу.
Это выражается в тех функциях, которые философия выполняет относительно культуры:
В человеке отражены две тенденции, которые неминуемо переносятся и на философию. С одной стороны, человек - существо биологическое, у него есть свои потребности (и биологические, и социальные), это задает определенную культурную ограниченность. Однако в нем есть то, что делает человека - человеком. Речь идет о его индивидуальных чертах, богатстве внутренних душевных сил, поэтому человек всегда больше, чем «типовая» личность эпохи, он больше своей профессии, своего класса, своей социальной группы. Это создает созидательные возможности для людей. Накапливая эти способности, личность меняет формы культурного бытия, открывая возможности для новых исторических перспектив и дальнейшего культурного и цивилизационного развития.
Культура в философии рассматривается как исторический феномен, выражающийся через совокупность символов. Каждая историческая эпоха создает свою «культуру души» на основе многообразия ее проявлений.
Истории культуры свойственна как стадиальность развития, так и цикличность, возврат к прежним эталонам, их переосмысление на новом уровне. Понятие «культура души» может обозначать собственно как процесс становления внутренней духовной культуры человека, так и одухотворенность культуры в целом, ее зрелость и упорядоченность.
С точки зрения философии жизни душа стремится к приобретению все более сложной формы, достижению полноты духовного состояния. О. Шпенглер считал, что душа «подлежит осуществлению», т.е. воплощению заложенного в ней потенциала. Мир можно представить как объективировавшуюся душевную жизнь (по Г. Зиммелю), сама реальная жизнь представляет собой актуализирующуюся душевную жизнь. Душа разверстывает свой потенциал из собственных глубин.
Философия представляет историю культуры как становление душевной жизни, в ходе которой возникает культура. История показывает, как менялся «облик души». Началом истории является «пробуждение внутренней жизни», а ее концом - самоосуществление.
При этом стоит отметить, что душевная жизнь может идти в двух направления:
Данные направления могут пересекаться, порой взаимодействовать друг с другом, что приводит к изживанию определенных культурных форм.
Назначение философии кроется в формировании новых мировоззренческих систем. В культуре существуют «сетки координат», которые задаются философией. Они влияют на создание особых парадигм восприятия окружающей реальности, на переживания и оценки. Так воплощается специфическая форма философии как самосознание культуры, когда она становится именно ее сердцем и духовной опорой. Никакое культурное творчество невозможно без опоры на философию. Глубина культуры человеческого общества также задается философией.
Особенно актуально для философии на современном этапе выступать в качестве фактора, создающего устойчивую мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию человека. Поэтому чем выше уровень духовности человека, тем выше ее способность к философской рефлексии и креативной деятельности. Духовность, задаваемая философией, особенно важна в непростое «осевое время», когда необходимость в сотрудничестве и сотворчестве является основным требованием к человеку.
Однако современной культуре не хватает духовности, а точнее, созидательного духовного прорыва. Нет человека, который мог бы на основании синтеза культурных, исторических, социологических и других теорий создать свою версию происходящего и предложить выход из кризисной ситуации. С точки зрения В.А. Храповой одна из проблем этого - в потере аристократизма как особого состояния человека и его образа жизни. Аристократизм в данном случае понимается как стиль и стремление к безупречности, что обусловлено не столько внешним видом, столько внутренним источником, берущим начало в чувстве собственного достоинства, признании ценности собственного Я и богатом внутреннем мире. Благодаря этому задается особый тон всему происходящему.