А. И. Герцен (1812-1870) является выдающимся российским общественным деятелем, философом и публицистом. Свою жизнь он решил посвятить борьбе за свободу, не раз бывал в ссылках за антиправительственную деятельность.
В 1847 году Герцен покинул Россию, а спустя два года принял решение навсегда остаться за границей. Однако он продолжал размышлять о судьбах родной страны и Европы, во многом пересматривая свои старые позиции. В 1853 году он создает вольную русскую типографию в Лондоне. С этого года по 1869 год он издавал известный альманах «Полярная звезда», а с 1857 года по 1867 год совместно с Огаревым газету «Колокол».
Можно выделить несколько этапов в его становлении как философа:
В центре его философии оказались проблемы социальной философии и антропологии, социологии. Большое значение в его творчестве имела книга «Былое и думы», в которой содержатся многочисленные примеры из жизни русской интеллигенции.
Герцен считается автором теории «русского социализма».
Историческая концепция Герцена обладает определенным своеобразием, которое заключается в синтезе природного и общественного, собственно человеческое в развитии истории. Его взгляды на отношения России и Запада были «русской точкой зрения», именно взглядом на Европу с позиции современного ему человека. Он пытался рассматривать их, исходя из своей политической позиции и в контексте того, какое влияние Запад может оказать на исторический путь России.
Герцен по природе своих взглядов был гуманистом, отстаивая права человека и его свободу. Именно как борца за свободу и лидера русских революционеров его знали на Западе.
В своей философской концепции Герцен под Западом понимал единство цивилизации и культуры, который выступает у него как эталон исторического и культурного развития цивилизации. Для него было очевидным, что Запад превосходит Россию по многим параметрам, прежде всего в степени свободы и возможностей для реализации личности, а также уровне образования и просвещения. По мнению Герцена Запад воплощал в себе общечеловеческие начала, реализовывал в жизнь основные гуманистические принципы. Именно независимость личности, с точки зрения Герцена, является двигателем исторического прогресса. Главными ценностями Запада в его понимании были свобода от полицейского произвола, независимость личности, отсутствие цензуры над творчеством человека. Всех этих ценностей на тот момент не было в России, которая жила в условиях николаевской России.
Однако близкое знакомство с Западом привело к кризису его мировоззрения, что привело к отказу от признания Запада в качества эталона. Герцен, напротив, начал писать о предполагаемом упадке Запада, описывая его антигуманизм и «мещанство», под которым он понимал стагнацию культуры, исчезновение высоких жизненных идеалов, потерю индивидуальности личности.
Именно Герцен первым поднял вопрос о том, что Запад производит ценности, которые лучше всего находят свой «сбыт», формируя тем самым массовую культуру, лишенную нравственной основы.
Итогом размышлений философа стала сформированная русская цивилизационная концепция, в которой основные положения состоят из следующих идей:
Герцен развил идею о своеобразном цивилизационном историческом пути России. Он представлял Россию как «молодую» нацию с особым психическим складом (менталитетом). Судьба России состоит в переходе к высшей стадии культурно-исторического развития - социализму. Его идея об особом пути России выгодно выделялась на фоне кризиса Запада, который подмечали многие отечественный и зарубежные мыслители. В будущем мире он особое внимание уделял диалогу России и Запада, считая, что так можно решить проблему социокультурного развития человека. Социализм Герцена вырастал на почве русской крестьянской общины, которая, по его мнению, содержит в себе зачатки социализма. Те ценности, которые были изобретены на Западе и так ценились Герценом, а именно свобода личности, необходимо совместить с общиной. Таким образом, совмещение общины, знаний, свободы человека порождают идеальную форму общества.
С точки зрения Герцена в грядущем светлом мире будут воплощены черты рационализма, заключающиеся в реалистичном почитании природы, суверенности личности, свободе духа. Это все он отождествлял с социалистическим идеалом.
Способ движения к новому миру заключался в единении философии и жизни при глубоком участии науки - слияние духа и материи, что породит «сознательное деяние». Именно «деяние» является ключевой характеристикой человека, его сущностью, что превозносит его над другими неосмысленными формами существования.
Герцен развивал идею единства противоположностей. В книге «Письма об изучении природы» Герцен писал о необходимости ликвидации противоречия, антагонизма между естествознанием и философией. Природу он представляя как первичный живой процесс, а диалектику познания как ее продолжение, способом отражения, тем самым природа является «родословной мышления».