Гераклит Эфесский является одним из представителей древнегреческой философии, его считают основателем диалектики. В основу его учения положена идея о постоянном изменении окружающего мира, единстве противоположностей в этом мире, а также идея о том что всем управляет вечный закон Логос-огонь.
Рисунок 1. Гераклит Эфесский
О жизни Гераклита данных почти не осталось, поэтому представление о его жизни можно сложить из тех немногих фактов, которые дошли до наших дней в работах других авторов. Стоит отметить, что большинство подобных фактов все еще оспариваются в научных кругах.
Гераклита считают философом самоучкой, конечно неоспорим тот факт, что он был знаком со многими учениями своих современников, но при этом не был их учеником. В свое время его прозвали темным, из-за его нечеткой и неясной формулировки своих мыслей, а также из-за явной склонности к меланхолии в целом. Именно поэтому Гераклита часто противопоставляют другому греческому философу, который был полной его противоположностью – Демокриту.
Как не сложно догадаться из имени философа, родился и прожил свою жизнь он в древнегреческом городе Эфес. В отличие от большинства своих современников у Гераклита более менее точно определяют год рождения - 544-541 гг. до н. э. Подобная точность связана с тем, что есть факт, который подтверждает выступления Гераклита на 69-ой Олимпиаде, что проходила 504-501 гг. до н. э., в возраст «акме». Согласно древнегреческим представлениям в этот период человек достигал физической и духовной зрелости – возраст около 40 лет.
Сам же Гераклит имел непростой род. У него были царские корни. У его семейства был унаследованный титул царя-жреца. Также существует версия по поводу имени его отца, что его звали Гераконтом. Но эта версия довольно неточна, так как иные источники утверждают, что его отца звали Босоном. Один из родственников Гераклита был основателем того же древнегреческого города Эфес, звали его Андрокл.
Решение уйти в философию появилось у Гераклита еще в молодости, что побудило его отказаться от всех званий и регалий и передать их своему младшему брату. Как было заведено в те времена в тех краях, Гераклит поселился при храме Артемиды и предавался ежегодным размышлениям.
При оценке идей Гераклита эфесского философы сходятся во мнении, что больше всего они были похожи на идеи представителей ионийской школы, которая существовала в Древней Греции. Основной идеей, которая их связывала, была идея про существования некоего первоначала в виде специфической форме материи. Если говорить конкретно о Гераклите, то согласно его взглядам, первопричиной всего сущего был огонь. Он существует везде и во всем, периодически разгораясь и угасая, согласно существующим законам Вселенной. Существуют моменты перерождения Вселенной, которые Гераклит называл «мировым пожаром». Стоит отметить, что именно Гераклит был первым мыслителем, который использовал слово космос в значении Вселенной, Универсума.
Три основных идеи философии Гераклита:
Согласно воззрениям Гераклита не существует чего-либо постоянного, все является относительным. Мир вечен, так как в его основе лежит постоянная смена стихий: земли, огня, воздуха, воды. Считается, что именно Гераклит первым высказал мнение о том, что все течет, все меняется, а также авторство фразы о том, что в одну реку невозможно войти дважды.
Довольно интересной является идея о тождестве противоположностей, хотя разрыв и противостояние между ними вечен, что и позволяет им переходить из одной в другую, такой же принцип работает и в другую сторону. Отсюда выплывает очень интересный вывод Гераклита: война есть смысл и источник любого процесса. Вся изменчивость мира по Гераклиту не является хаосом, вся жизнь является размеренной, ритмичной и имеет четкие границы.
Управление данными процессами возложено на неизменную судьбу, или особый закон Вселенной, который Гераклит признает как ценность всех ценностей. Им для этой ценности – логос. Логос является одним целым с огнем. Вместе они являют собой живую душу природы, с которой человеку стоит обрести гармонию ради достижения благодати. Все неподвижное и постоянное в глазах людей - это всего лишь кажущаяся видимость, согласно Гераклиту. Так, как люди ежедневно сталкиваются с логосом, они вступают с ним во вражду, а потому истинна кажется им чуждой.
Мизантропный характер рассуждений философа распространялся как на человечество в целом, так и не жителей Эфеса в том числе, так философ считал, что они «сами не осознают, что говорят и делают». Такой ход рассуждений дал философу еще одну кличку: «Плачущий». Его жалобы по поводу глупости и немощности окружающих были настолько сильны, что иногда он лил слезы ярости вызванной его бессилием. Так для Гераклита невежество было страшнейшим пороком человечество. Невеждами он называл всех людей, которые ленились размышлять, легко поддавались на провокации и предпочитали богатства духовному развитию.
Согласно взглядам Гераклита путь к постижению «Мудрости Вселенной» лежит через единение с природой, не смотря на это достижение этой цели невозможно для большинства. Так, сам философ говорит: «Один для меня достоин тысяч, если он наилучший». Накопление знаний, не дает человеку умения мыслить, так как «многознание» или как бы сказали сейчас, зазубривание не делает человека умнее. Несовершенство и пороки человека и его души Гераклит объясняет так: так как все человеческие пороки парообразны, то они подпитываются теплом вселенского огня. Согласно с пониманием мира Гераклита, души плохих людей являются влажными, в то время как души хороших людей сухие и излучают свет, что дает ему право говорить об их огненной природе.
В отличие от Платона и Аристотеля Гераклит не уделял основное внимание в своих работах вопросам политики и общества, тем не менее, он считал, что демократия не может адекватно реагировать на вызовы древнегреческого общества, а поэтому «идеальной формой правления» философ считал тиранию. Это было связано в первую очередь с тем, что Гераклит не признавал толпу достойной для управления городом или же страной, она, по его мнению, была слишком глупа. Указывая на несовершенство человека, Гераклит обращал внимание на то, что в обществе человека. Животные становятся ручными, в то время как человек в обществе людей, наоборот становится одичалым. Позиция Гераклита была скорее непонятной, чем интересной. Так, когда жители его родного города попросили об услуге: составить сборник законов, которые были бы написаны «по уму», он им отказал, указывая на глупость власти и самих горожан. В то же время, когда его попросил об аналогичной услуге царь Персии Дарий, он им отказал, ссылаясь на то, что никогда не покинет родной город.
Гераклитом были отвергнуты все существующие на тот момент обряды и верования. Единственным божеством, которое было признано Гераклитом, был логос-огонь, им самим же и созданный. Гераклит выдвинул революционную для своего времени идею о том, что мир не был создан ни богами, ни людьми, а в потустороннем мире людей ожидает что-то такое, о чем они даже не подозревают. Сам же философ позиционировал себя как человека, который достиг «огненного просветления», так как он открыл для себя истину и победил все свои пороки, Гераклит был уверен, что именно благодаря своей мудрости его имя будет пронесено сквозь историю и его не предадут забвению.
Одним из немногих сочинений Гераклита, которое дошло до сегодняшних дней, является его учение «О природе». К сожалению, оно не сохранилось в полном объеме, но потомки могут найти сотни его фрагментов в работах более поздних авторов, таких как Плутарх, Платон, Диоген и т.д. Все сочинение имело три части, которые повествовали о Вселенной, боге и государстве. Так, как у Гераклита была довольно специфическая метафорическая манера выражения мыслей, работа является очень сложной для понимания. Лучшей исследовательской работой в этом направлении считается изданный в начале XX в. труд немецкого филолога-классика Германа Дильса «Фрагменты досократиков».