Личность в эпоху Возрождения становится самостоятельной, представляя собственную самость, а не объединение или союз. В итоге, самосознание человека становится другим, меняются и его общественные функции, на первый план выходят:
Человек в эпоху Возрождения приписывает все свои заслуги самому себе, гордится своими достижениями. Кругом царит атмосфера культа мастеров - художников, писателей, поэтов, ученых, изобретателей, им поклоняются как античным героям, как средневековым святым. Таким образом, идеал человека эпохи Возрождения - всесторонне развитая гармоничная личность.
В этой связи особо актуальной становится идея гуманизма. По убеждению римского оратора Цицерона, гуманистическая идея проповедует образование и воспитание личности, с целью ее возвышения. В деле совершенствования духовного мира индивида главная роль отводится:
Такие науки становятся теоретическим фундаментом культуры Возрождения и получают определение studia humanitatis - комплекс гуманитарных дисциплин.
Культурная столица гуманистической мысли Ренессанса - Флоренция. Именно там появился на свет и создал свои труды философ, поэт Данте Алигьери. Первоисточником гуманистической теории стала его "Божественная комедия", где в центре находится человек, как великое из чудес. Такая заинтересованность носит глубокий социальный характер, потому что путь личности не предопределяется рождением, сословием, а складывается неустанным упорством, стремлением и тягой к знаниям.
Общепризнанным родоначальником гуманистической системы ценностей был Франческо Петрарка, который отверг средневековые догмы теоцентризма. Он обратился к проблематике человеческого существования, где показал человека, полностью погруженного в земные заботы, не ожидающего прелестей загробной жизни. Идеал личности, по убеждению Петрарки, состоит в достойной жизни на земле. Как результат, философским предметом стала земная деятельности индивида. А задача философской науки состоит не в противопоставлении материальной и духовной основы, а в раскрытии их гармоничного единения. Сформировались и новые этические правила, основанные на единении телесного и духовного, их полном равноправии. Нелепой представляется забота только о духовном, потому как оно идет за природой тела и без него существовать не может.
Другой отличительный признак философской системы Ренессанса - это ориентирование на личность. Светская жизнедеятельность индивида для обретения земного счастья вышла на первый план. Философская наука обязана содействовать личности в поиске своего места в мире. Философская мысль этой эпохи характеризуется как антропоцентрическая. Центральной фигурой в ней является человек, как некое Божество, первооснова всего сущего и центр Бытия. А общественная жизнедеятельность - это не результат Божественного волеизъявления, а итог труда человека. Личность в своих помыслах и труде ничем не ограничивается, она может много достичь, ей все по силам.
Следовательно, человек самостоятельно творит свою судьбу, и в этом его отличие от других живых организмов. Ему не нужна общественная благодать во имя спасения своей души, он сам неограниченный господин природного мира.
Секуляризация (освобождение от церковных авторитетов )затронула все области культурного и общественного жизнеустройства. Независимыми от церковной политики стали не только экономическая и социальная сферы, но и философская наука, сфера искусства. Такая деятельность была вначале очень медленной и не одинаково протекала в различных европейских государствах.
Католическая церковь подверглась нравственному упадку, причем индульгенции сыграли здесь не последнюю роль. Таким образом, в глазах населения церковь утратила свой авторитет.
В философской науке, ведущей стала идея пантеизма, активно шел процесс становления опытной научной сферы и зарождение научно-материалистических воззрений, свободных от теологического влияния. В основе разрешения онтологической проблематики этой эпохи были труды Платона. Платонические идеи Ренессанса пытаются преодолеть пропасть между божественным и природным, обосновывают идею несотворенного миропорядка, в то же время оставляя Бога, как первооснову. Таким образом, в миропорядке есть сам Бог. Проблематика Бога и бытия рассматривается не в теологической плоскости, а в философской. Бог преобладает в единении с миром, он является абсолютным максимумом. Бытие не сможет самостоятельно существовать, если оно будет поглощено Богом. Налицо зависимость миропорядка от Бога, Который одновременно во всем и нигде.
В этот период появляется новый буржуазный класс, который требует сильного централизованного государственного управления, свободного от церковного влияния. Идеологом зарождающегося буржуазного класса выступил Никколо Макиавелли. Основная идея сочинений Макиавелли - это монархическое правление как пожизненная единоличная и неограниченная диктатура. Именно такой идее посвящен его труд "Государь". Основа любой формы государства - это сила, не имеющая связи ни с морально-этическими нормами, ни с традиционными представлениями. Необходимо иметь только хорошие законы и хорошее войско.
Макиавелли освобождает политическую сферу от моральной, то есть религиозного характера. Христианская гуманность, по убеждению Макиавелли не применима в политической сфере. Человек потерял религиозную платформу, стал развратным и отошел от главных заповедей Христа. Центральным в теоретической системе Макиавелли является образ государя, ориентирующегося на реформы, законодательные акты, и который выражает общенациональные интересы.
Основная направленность идей Макиавелли:
Отсюда, личностные возможности государственного управленца исследуются в плоскости политических реформ, совершенствования высоких общественных идеалов и целей. Следовательно, государь должен умело применять искусство политических интриг, то есть уметь выживать в политических сражениях.