Философия в музыке


Философия в музыке

Связь философии и музыки

Философия в своем самом широком смысле является основой для многих видов деятельности человека, в том числе для искусства. Искусство предстает как способ познания окружающего мира, его переосмысление и нахождение себя во внешнем мире. Ответы на эти вопросы также ищет философия.

Многие философы являлись ценителями музыки. Так, Пифагор занимался математикой и геометрией, а также теорией музыки. Он считал, что при помощи музыки можно достичь состояния гармонии, а для его постижения необходимо выявление числовых соотношений созвучий. Во времена античности и средневековья музыка входила в состав квадриума естественных наук или четырех свободных наук:

  • астрономия,
  • арифметика,
  • геометрия,
  • музыка.

Впервые из числа других наук их выделил Платон. Сам он называл музыку и астрономию родными сестрами. В музыке Платон видел не просто созвучие отдельных звуков, но и гармонию, благозвучие, порожденное тем, что «единое, расходясь, само с собою сходится». Музыка несет в себе единство и любовь, она воплощает в себе любовь музы Урании к богу Эроту. Познавая музыку, человек приобретает мудрость и способность к познанию мира. Через музыку человеку становятся доступны основы бытия, наделяет смыслом окружающее и саму человеческую жизнь. И если, с точки зрения Платона, речь дана человеку, чтобы упорядочить его мышление, то музыка, для того, чтобы упорядочить «круговращения» души.

В эпоху раннего средневековья Боэций написал трактат «Наставления к музыке», в котором он комментирует воззрения античных авторов на музыку. Боэций выделял три вида музыки:

  • мировая - смена времен года, движение небесных светил и т.д.;
  • человеческая - то, что связывает части души в одно целое, бестелесное и телесное в человеке;
  • инструментальная - создаваемая человеком при помощи инструментов.

Другой философ, Николай Кузанский, также выделял три составляющих в музыке - чувственную, интеллектуальную и рассудочную. Существует высшая музыка - божественная - которая не слышна человеку при помощи ушей, но ее может услышать душа, это даст ей понимание райского блаженства.

В эпоху Нового времени музыка перестала рассматриваться как способ познания мира, ей все чаще стали отводить роль средства для проведения досуга. Ее воздействие на человека сводится к восприятию органами чувств, ее задача - принести наслаждение, вызвав душевные аффекты. Однако Ф. Бэкон подчеркивал, что музыка выше других видов искусств, т.к. служит нравственному воспитанию.

Гегель обездушивает музыку, видя в ней только созвучие звуков и тонов, которые покоятся на числовых отношениях, тем самым вся гармония музыки сводится к числу. С точки зрения Шопенгауэра музыка является непосредственной объективацией и отражением всей мировой воли, именно поэтому ее воздействие на человека так сильно, т.к. другие говорят о тени, она же - о сущности.

Философия в музыкальной картине мира

Для каждой исторической эпохи в свойственном ей музыкальном произведении заложена определенная картина мира. Она является частью культуры и пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Музыка предстает как средство для фиксации, хранения и передачи информации от одних поколений к другим. Тем самым музыкальной картине мира свойственна историчность, она отражает особенности мировоззрения своей эпохи, подвержена изменчивости в силу времени.

В античный период в соответствии с точкой зрения музыкантов и философов музыка несла в себе гармонию, потому отражала стремление к симметрии и единству, восходила к Космосу.

Для средневековья главными принципами являлись христианство и представление о человеке как центре мироздания. В мире между богом и дьяволом, добром и злом, постоянно происходит борьба за душу человека, поэтому все сущее рассматривалось как включенное в историю спасения. Музыка также носила сакральный характер, в ней распространен символизм, аллегория. Творчество человека (в том числе и в музыке) рассматривается сквозь призму Творца: как Бог сотворил человека, так и человеку хочется творить. Музыка не несла в себе индивидуального характера, она была коллективным обращением от паствы к Богу, поэтому носила догматичный и каноничный вид.

Отход от догматизма произошел только в эпоху Возрождения. Музыка стала более лиричной, драматичной. С именем Франческо Ландини связано становление профессии нового типа - композитора. Наблюдается переход к человеку в музыке.

В эпоху Просвещения эта тенденция все более развивается. В период романтизма господствуют темы одиночества и страдания, подчеркивается противоречие между человеком и миром. В XIX веке были соединены разные виды культур в одном феномене полистилистики.

Современная философия музыки

С точки зрения современных авторов, музыка на данном этапе является хорошим образцом для демонстрации кризиса личности, который в целом переживает современная культура. В музыке это выражается через нивелирование духовно-нравственной составляющей и ее звучания. В результате происходит предельное сближение звуков современной музыки с явлениями неживой и живой природы. При этом данная тенденция отмечена как в «легкой» музыке, так и академической, где, как указывает А.С. Клюев, это по определению невозможно. Такое положение не лучшим образом сказывается на самом человеке, т.к. только полноценная музыка способна оказать защиту организма от стресса, выступить как средство самоорганизации, а также способствовать преодолению «третьего» состояния (ни здоровый, ни больной).

Говоря о будущем музыки, А.С. Клюев выделяет несколько тенденций, которые, вероятно, будут реализованы:

  1. развитие новых технических средств в области создания и исполнения музыки, в частности, в области компьютерного звучания. Однако в связи с этим многие специалисты озабочены, что музыка перестала затрагивать душу, превратившись всего лишь в ремесло, что плохо в первую очередь для самих молодых музыкантов. С другой стороны, компьютер - то же средство, соответственно от того, сколько сил, чувств и эмоций вложил композитор в ее создание, зависит качество музыки.
  2. дальнейшая взаимосвязь всевозможных разновидностей музыкального искусства - сближение различных музыкальных стилей и жанров.
  3. увеличение звукового диапазона - активное применение и включение в музыку звуков природы (живой и неживой).
  4. усложнение музыкального языка и включение в состав музыки тишины, т.е. то, что противоположно ей по звучанию. Так проявляются новые философские влияния в музыке, в том числе дзен-буддизм.
  5. повышение значения личности композитора и исполнителя.
Замечание 1

Сейчас кризис в музыке характеризуется в том числе исчезновением личности исполнителя, для него уже не свойственна яркая индивидуальность, тоже самое происходит и с композиторами. Современная философия толкает музыку двигаться в сторону повышения личностного начала в музыке и ее духовно-нравственного значения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :