При помощи философии человек ищет ответы на вопросы о бытие, обществе, природе, о своем месте в мире, вырабатывает систему собственных взглядов на мир. Медицина, как часть человеческой культуры, неотъемлемо включена в этот процесс познания. И. Кант считал, что философия ищет ответ на следующие вопросы:
Философия интегрирует знания из разных областей наук, в том числе из наук о природе и человеке. Проникая практически во все отрасли науки, она способствует формированию мировоззренческой картины, прогнозирует тенденции развития конкретных явлений, создает первые абстрактные модели и выдвигает первые объяснения и намечает пути исследования. Благодаря философии легче идет сближение различных дисциплин, находятся общие точки соприкосновения, при этом хорошо развитая философская база придает наукам характер фундаментальности.
Медицина в этом плане не исключение. Сама область медицины способна порождать философские проблемы. Решение этих проблем носит не только общий характер, но и общезначимый как для науки, так и для человека с этической точки зрения. В круг философских проблем медицины включатся вопросы логики диагностического процесса, статистические и структурно-функциональные закономерности, проблемы причин, нормы и патологии, здоровья и болезни, а также рассматриваются проблемы этики, медицины чрезвычайных ситуаций и т.д.
Сама область медицины тесно связана с поиском смысла и сущности бытия, жизнь ищут на уровне клеток, тканей, органов и систем, организма и популяции, биосферы и даже космосферы. В медицине существуют свои «вечные проблемы», а именно:
Наличие философской базы у врача является не только методологической основой его познавательной деятельности, которая позволяет видеть все процессы в их взаимосвязи, но и выступает гарантом против его ригидности, способствуя развитию его творческого клинического мышления.
Диалектика - это философская наука о развитии, а также один из методов философии. Один из ее законов говорит о единстве и борьбе противоположностей, который раскрывает источник развития, т.е. источником развития является одновременное существование и борьба в одном объекте противоположностей. Это положение философии зародилось еще в эпоху античности, однако, как наиболее существенное для понимания его стали рассматривать только в марксистко-ленинской идеологии. Данный закон - суть, ядро диалектики.
Под противоречием понимается то, что налично существует, оно реально и актуально. Противоречие нельзя просто отменить волевым усилием, оно реализуется в процессе деятельности человека, обнаруживается в его выборе, творчестве, мышлении. Все самые сложные, а также простые предметы или явления действительности сотканы из противоречий. Они вступают между собой в активное взаимодействие, дополняя и взаимообуславливая друг друга. Противоречия способны взаимопроникать друг в друга, тем самым вызывая взаимопереход и взаимопревращение, т.е. все новое становится старым, а прогрессивное - регрессивным. Все может превратиться в свою противоположность. Единство противоположностей есть их равнодействие, однако это явление временное.
С точки зрения данного закона диалектики болезнь является проявление борьбы противоположностей. Основным противоречием является борьба между патогенетическими и саногенетическими процессами в организме. В основе этого лежит механизм саморегуляции. Когда величина отклонения достигает определенного значения, приходит в действие сигнал управления, который заставляет организм принимать ответные действия для регулирования внутреннего состояния системы. В результате система возвращается к норме или начинается развитие заболевания.
Медицина, входящая в круг наук о человеке, наиболее тесно связана с этикой и моралью. Еще за 3 тыс. лет до н.э. в Месопотамии были составлены первые морально-этические нормы для служителей культа, которые занимались врачеванием. В древнем Вавилоне был написан первый медицинский кодекс, который содержал наказания для лекарей за нарушения требований при лечении больных. Имеющая глубокую историю клятва Гиппократа обязывает врача соблюдать взятые на себя вместе с профессией определенные моральные правила: «В какой бы я дом ни вошел, я войду туда для пользы больного…».
Медицина основывается на философско-моральных учениях Гиппократа, Цицерона, Галена, Канта. Их требования сводятся к бескорыстному служению людям, что отражено в деонтологии.
Деонтология - раздел этики, содержащий этические нормы и принципы поведения, наука о должном
Деонтологию часто называют синонимом нравственной философии медиков. С опорой на нее врачи способны решать многие практические проблемы, например, морально-этическая проблема принудительной госпитализации психиатрами или венерологами. В данном случае опора на философские принципы и этику служат оправданием применения насилия со стороны врачей для спасения человеческой жизни. Медицинская этика требует со стороны врача и других медицинских работников повышенной личной ответственности за выполняемую работу и невозможность равнодушного отношения к больным.
Наличие такого «внутреннего голоса» говорит о существовании нравственной воспитанности. Для современного времени с морально-этической стороны актуальной является проблема дорогих подарков врачам и медсестрам, нянечкам. С одной стороны, понятно желание пациентов и их родственников выразить благодарность за выздоровление, однако с другой стороны, большая материальная стоимость таких подарков нивелирует бескорыстность врача. К тому же материальные подарки могут ущемлять чувство самоуважения врача, тем самым заставляя его чувствовать себя нравственно уязвленным. Пациенту необходимо это учитывать при желании отблагодарить врача.