Философия в античной культуре


Философия в античной культуре

Общие черты философии в античной культуре

Классическим является представление о том, что философия зародилась именно в Древней Греции, а точнее, является «порождением эллинского гения». Именно в рамках античной философии произошло определение круга философских проблем:

  • сформировался понятийный аппарат философии;
  • были определены основные разделы;
  • были поставлены «вечные вопросы»;
  • были предложены варианты решения философских проблем и т.д.

Античная философия зародилась в глубинах древнегреческих полисов и существовала более чем тысячелетие - до поры, когда в 529 году н.э. император Византийской империи Юстиниан закрыл последнюю философскую школу в Афинах.

История античной философии происходит в несколько этапов:

  • Философия физиса (природы) - основное внимание этого периода сосредоточено на изучении природы, космоса. Мировоззрение периода античной культуры можно охарактеризовать как космоцентризм. Наиболее известными философами этого времени являлись Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. К ним также можно отнести пифагорейцев, а также Парменида и Зенона, Левкиппа и Демокрита. Также стоит назвать таких величайших философов своего времени, как Гераклит и Анаксагор. Этот период часто объединяют под общим названием «досократовский», подчеркивая важность Сократа для античной философии. Данный период охватывает VI-V века до н.э.
  • Период концентрации на человеке - переход к антропоцентризму. Начало классического философского знания, положенного Сократом, а также старшими софистами, такими как Горгий, Протагор и Продик. Хронологически этот период пришелся на V век до н.э.
  • Период синтеза - создание тотальных философских систем. В это время занимаются творчеством такие выдающиеся философы, как Платон и Аристотель, что происходит в IV веке до н.э.
  • Период эллинизма - наступает с момента распада державы Александра Македонского, однако недолгое существование империи дало скачок для нового развития философии, что выразилось в создании многих философских школ того времени (стоицизм,кинизм, скептицизм, эпикуреизм и другие). Каждой школе были присущи свои особенные черты и способ решения основных философских проблем. Период заканчивается с крушением последнего эллинистического государства, таким образом общее время этого периода с IV века до н.э. до 30 года н.э.
  • Период неоплатонизма - характеризуется особым синтезом идей Платона, Аристотеля и ряда других мыслителей античности, философы этого направления получили название неоплатоников (Плотий, Прокл, Порфирий, Ямвлих). Их взгляды оказали влияние на развитие христианства. Хронологически период охватывает III-Vвека н.э.
  • Становление христианской философии - пересечение античной и набирающей силы христианской философией. В результате взаимодействия двух философских культур меняется подход к решению основных проблем философии, впрочем, меняется сама проблематика. Это выражается в формировании теоцентрического мировоззрения. Таким образом, осуществлялся переход от античности к средневековью. К числу философов этого времени можно отнести Василида, Аристида, Юстина, Оригена, Филона Александрийского.

Можно заключить, что главным двигателем развития философии в античной культуре была сама любовь к свободному научному размышлению. Недаром Аристотель писал, что «философия - это чистая любовь человека к истине и правде, это знание ради свободы духа». Цель философии античности заключалась в стремлении понять мир как единое целое, причину его многообразия и законы его развития.

Школа софистов

В классический период античной философии появляется школа софистов, само слово «софия» означает мудрость, а софистами называли мудрецов. Однако, в связи с определенными социальными и политическими процессами, в античном обществе этого времени меняется статус философа со свободного мыслителя на служащего, вынужденного помогать своим клиентам за деньги в решении споров и судебных тяжб. Это вызвало неоднозначную реакцию как среди античного населения, так и последующих исследователей.

Замечание 1

Поэтому часто софистами называют беспринципных спорщиков, казуистов, которые находят любые, даже самые нелепые аргументы, для оправдания своей правоты.

Однако стоит отметить, что софисты внесли значительный вклад в развитие философии. Прежде всего, они ее популяризовали, ориентируясь на практические задачи. Они много внимания уделяли противоречиям познавательного процесса, пытались изучать закономерное, случайное и неустойчивое. К их заслугам можно отнести создание формальной логики, развитие будущего европейского стиля мышления, положили начало созданию системы аргументации. Софисты сочетали в себе талант преподавателей и успешных предпринимателей.

Сократ, Платон и Аристотель как вершина античной философии

Философия Сократа настолько богата, что его можно признать, как исток для всей просветительской европейской философии. Он выступал как идеалист, направленный против материалистического понимания мира. Наиболее развитыми в его учении оказались проблемы этики, логики и диалектики. Он первым обратил внимание на всеобщность понятий, выявил их родовую принадлежность, определил общие признаки.

Сократ разработал свой метод познания, называемый им «маевтикой» (дословно - метод повивальной бабки). Он считал, что люди уже появляются на свет с готовыми идеями, задача философа - помочь этим идеям «родиться». По сути, это был индуктивный метод, разработанный в Европе только в XVII веке Ф. Бэконом. Метод Сократа заключался в задавании специальным образом вопросов аудитории, которые, в процессе обсуждения, сами приходили бы к ответу.

Замечание 2

Стоит отметить, что именно Сократ говорил о важности постоянного учения, о том, что с углублением человеческих знаний пониманием масштаба незнания только шириться. Его же принципом является правило дельфийского оракула «Познай самого себя», тем самым он ввел важнейшую черту философского мышления - рефлексию.

Учеником Сократа является Платон, настоящее имя которого Аристокл. Начало его философии связано с трагической смертью Сократа, которого обвинили в развращении молодежи и придали смерти. Смерть Сократа символизировала для Платона всевластие зла и страдания, а значит такие вещи, как добро и справедливость, не могут быть рождены в этом мире, они присущи другому миру - миру идей. Там воплощены подлинные ценности, но этот мир недоступен для человека. Другая ипостась реальности у Платона - вещный мир, который представляет собой общие идеи и рода предметов. Благодаря теории об идеях Платон вошел в историю как основатель объективного идеализма. Философия Платона насыщена многочисленными теориями и идеями, в том числе он автор теории познания, идеального политического устройства общества, теории этики, а также описал Атлантиду.

Аристотель был учеником Платона, но он не признал взгляды своего учителя. Созданное им учение столь велико и разнообразно, что Маркс назвал его «энциклопедической головой Античного мира». Аристотель систематизировал накопленные до него античной культурой знания и философские теории, создав три группы наук - физику (учение о бытии), этику (познание общественной жизни и человека, морали и нравственности), метафизику (наука о мыслительной деятельности человека, логика). Аристотель признавал полезность в большей степени других наук, чем философии, ибо она изучает только причины и первоначала, однако ни одна наука так не прекрасна, как философия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :