Философия богословия


Философия богословия

В настоящее время сложилось достаточно неудовлетворительно обозначенное различие между философией и богословием, на которое негативно повлияли многочисленные факты неверного изложения средневековой мысли. Такое смешение понятий может привести к путанице и к затемнению их назначения, содержания и их методов.

Определение 1

Христианское богословие – это обоснованное с точки зрения философии направление, которое включает в себя основные философские понятия.

В такой формулировке данного течения нет ничего предосудительного, однако стоит опасаться смешения двух научных сфер — догматической науки и философии. Изначально христианская апологетика пыталась забрать себе принципы языческой философии и направить данное понятие на развитие христианства.

Главные отличительные черты богословия и философии

Деление познавательной деятельности по принципу «церковной ограды» правомерно: внутри нее — богословие, за ее пределами – философия. Однако, этот признак не настолько формальный, как кажется на первый взгляд. Он порождает ряд принципиальных различий между богословием и философией

Указанные течения различаются прежде всего по изначальному содержанию, так как христианское догматическое богословие основывается на всестороннем рассмотрении учения о спасении и о путях к нему.

Философия направляется по абсолютно другой линии. Ее главным образом интересуют единство и сущность бытия, отношения между миром и абсолютным началом в его определенных явлениях.

Ученые утверждают, что источником богословствования служит Божественное откровение, а его основоположный характер покоится на вере человека.

Определение 2

Философия рассудочна и отвлечена от религии, так как исходит не из веры, а базируется на и общечеловеческих знаниях.

Указанные различия нельзя отрицать в корне сотрудничества двух областей, ведь сторонники философии приходят к выводу, что существуют границы, которые не может перешагнуть человеческая мысль по природе. Построение философского течения за весь период своего существования сформировало три основных направления:

  • идеалистическое;
  • материалистическое;
  • личностное.
Замечание 1

Эти критерии демонстрируют, что создание правильной мысли напрямую зависит от личной установки ума и сердца, следовательно, упираются в основания, лежащие за пределами доказуемости.

Философия как практика богообщения

Понятие богословия включает в себя богообщение и философские идеи, которые отвечают за практическое усвоение систематизированных изложений вечных истин. В греческой истории мысли теологией называют учение о Богах.

Определение 3

Икономия – это учение о действиях божиих и святых в отношении к миру и поступкам человека при жизни.

Такое понимание богословия являлось не формой суждения, а началом зарождения философии в обществе. По мнению исследователей, учение о святой троице было главным и есть, так как именно это писание укрепляло веру в существование высших небесных сил.

Предпосылки древнего богоучения создавались в течение нескольких столетий и включали в себя три основные категории:

  • христологическая - учение об Иисусе Христе;
  • экклезиологическая - учение о церкви;
  • предметная – изучение природы бытия.

Возникнув первоначально как иудейская секта, христианство постепенно и осознанно превращалось в мировую. Эта религия зародилось как религия угнетенных масс и рабов, которым не волнует

В ходе продолжительной идейной борьбы в христианский мир влились абсолютно различные этические принципы, поэтому наряду с нравственными идеями в христианстве отразились достаточно грубые, отталкивающие определения паразитов- жестоких рабовладельцев.

Церковь и богословие

На сегодняшний день уже определилась идея свободного богословия, как строгой и объективной науки, включающей в себя христианско-философские мысли. Выясняется важное значение богословского познания, наряду с другими сторонами церковной жизни, которые открывают доступ к научным занятиям простым мирянам.

Замечание 2

Автономия наивысшей богословской школы помогла завершить идею свободного богословия.

Благодаря указанной автономии возникает также решительный метод против богословия со стороны определенных представителей церковного сообщества. Нужно ли современной церкви такое богословие? Да, церкви богословие всегда необходимо, ведь богословская наука для церковной жизни полезна.

Идеологическая формулировка и оправдание богословия вытекает из познания христианской истины. Церковь представляет собой духовный, поэтому не может функционировать без духовного ведения. Познанию настоящей истины содействует в основном богословская наука, которая не может быть абстрактным и оторванным знанием от христианского опыта.

В христианском учении можно различать два основных слоя: слой жизненный и слой сознательный, представляющие собой главное единство и желание церковного мира, как отсутствия личных разнообразий. Богословие не заинтересовано напрямую в церковной практике и вполне целесообразно может видеть далее горизонта настоящего дня.

Философия - служанка богословия

Философия - служанка богословия. Фома Аквинский

Рисунок 1. Философия - служанка богословия. Фома Аквинский

Философия обязана служить вере, ведь религиозные истины толкуют в категориях разума и опровергают ложные аргументы. Этой ролью данная наука ограничивается. Философия сама не в силах доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее недостоверные факты.

Замечание 3

Материальный мир так же священен, как разум, так как Бог сотворил природу и все формы бытия.

Сознание человека начинает развиваться с фактов, ощущений и приходит к истине, которая может объяснить бытие Бога и ценности христианства.

Следовательно, разум и опирающаяся на факты наука не противоречат церкви, а теология не подменяет философию. Учения современных ученых могут послужить дальнейшему становлению христианства, обосновав веру с точки зрения рационального знания.

Философия - это преамбула абсолютной веры, и она полностью автономна от теологии, ее методы и инструменты имеют собственную отличную от науки ценность.

Такие определения решают ожесточенный конфликт средневековых реалистов и номиналистов о реальности человеческого бытия: общее существует реально, однако не в уме, общее в Боге. Моменты же общего могут быть обнаружены в любой вещи, так как все вещи причастны бытию, и именно это связывает их в общее целое

Итак, исследователи продолжают рассматривать философию как служанку богословия, выступая за активное вторжение церкви в философию и науку, против концепции существующих “двух истин”, низших по отношению к истине “небесной” и приходящей с ней в противоречие.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :