Согласно основным философским понятиям, феноменология представляет собой учение, ставящее своей задачей описание опыта сознания, выделение сущностных черт.
Гуссерль, ученый, занимающийся изучением философии XX века, основной его тезис – «назад, к самим вещам!». Также он обращался к учениям Гегеля и Канта, что говорило о необходимости построения философии с точки зрения дедукции. Говоря о гегелевской системе философии, необходимо, прежде всего, обратиться к казуальной системе, а также изучению различных феноменов. Феноменология говорит об обращении к первичному опыту.
Феноменология означает особое направление философии, согласно которому используется особый метод исследования, применяемый к самым различным сферам.
Так, последователями Гуссерля проведены исследования в самых различных сферах:
Когда говорят о понимании феноменологии, имеется в виду описательное исследование, которое предшествует любому объяснению интересующих явлений, при этом феноменология рассматривается в качестве новой философии с применением феноменологического метода.
Идеи феноменологии можно выразить в следующих позициях:
Э. Гуссерль осознавал, что необходимо новое течение в философии, что и привело к отражению определенного рубежа, в том числе в сфере перехода от конструктивности и рациональности. Значительно на развитие философии повлияло развитие экзистенциализма, герменевтика и аналитика в сфере философии.
Возникновение данного направления связано с деятельностью такого ученого, как Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.). Он защитил диссертацию по математике, стал ассистентом Т. В. Вейерштрасса, который был одним из самых выдающихся исследователей XIX века в сфере математики. Однако постепенно происходит изменение его взглядов и точек зрения, что приводит к тому, что он начинает осваивать философию.
Особое влияние на него оказали такие крупные философы, как Б. Больцано, а также Ф. Бретано. Согласно критике психологизма, истины существуют в множественности, при этом неважно, высказаны они человеком или нет. Однако воспринимаются только высказанные мысли, независимо от своего выражения. При этом познавательный процесс весьма далек от наслоений психологии.
Э. Гуссерль выработал новый метод. Его суть заключается в том, что человек постигает сущность и суть вещей. Данный метод заключается в том, что мир описывается через феномены, а также иные явления, имеющие важное значение для феноменологии. Основные эмоции, которые имеются у человека, - это чувство стыда, справедливости и святости.
Царство чистых истин выступает в качестве предмета феноменологии, при этом существуют актуальные, возможные и реализовавшиеся мысли. Наука, определяющая чистые принципы, говорит об универсальных методах, которые определяют мыслимость предметов и чистую структурность сознания. Необходимо отличать такие явления, как структурность мыслей и поток сознания, так как возможность их существования определяется субъективным фактором. Чистые принципы сознания определяют мыслимость предметов, наличие чистых структур.
Определение феноменологии и ее признаков зависит от многих факторов. Одними из первых выступают методы исследования явлений. Кроме того, субъект познания определяется эмпирическим, а также трансцендентным субъектом. Необходимо непосредственно усматривать признаки метода редукции. Языковые выражения, которые могут использоваться человеком для выражения мыслей, могут быть объективно-идеальными, языковыми, Гуссерль называл их понятием «идеация». Возможности данной способности определялись в рамках науки о способах постижения мира, при этом необходимо было анализировать также момент возникновения «чистого сознания».
В начале XX века философская сфера Европы характеризовалась наличием бессвязного потока литературы по философии, существовала вера в истинную философию. Однако на деле имелись лишь разрозненные выступления и работы, которые необходимо было обобщить. То есть, по мнению Гуссерля, имелась лишь видимость философского общения, однако на деле такого не было. Говоря об объективно значимых результатах, необходимо прийти к выводам относительно объективной значимости многих философских ценностей.
Философия и ее взгляды по многим позициям подвергались критике, однако имелись и результаты подлинного мышления. В действительности точек зрения в области философии было столько же, сколько и философов. Латентность разума приводила к самопознанию своих возможностей, при этом единственным путем действительного осуществления метафизики. Важное значение также стала иметь универсальная философия.
Основное значение в данной сфере имеет рациональность. Отсутствие истинной рациональности – есть результат непонимания между людьми, в том числе и в философском смысле. Человек ставит перед собой множество задач. Крушение науки рационально не оправдано, так как она необходима для развития культуры.