Трансцендентальная философия — это теоретико-познавательная позиция; литературно-философское движение XIX века в Америке; крупное направление в философии, которое занимается изучением возможностей и границ человеческого познания и тесно связано с онтологией и метафизикой. Трансцендентальная философия - это целостный и систематически осуществляемый трансцендентализм.
Трансцендентальная философия зародилась еще в средние века в учении о трансиенденталиях. Но основным ее создателем является Иммануил Кант. Вся его критическая философия в действительности и есть трансцендентальная. В поздний период своего творчества Кант заметил обратил особое внимание на замкнутый и совершенный характер этой философии, ее систематичность.
С. Маймон, ровно как и Кант, связывает трансцендентальную философию с исследованием априорного знания. Маймон отмечает, что в этой философии речь идет об априорном отношении к предметам вообще. Именно в этом и заключается главное отличие трансцендентальной философии от логики (она относится к неопределенному предмету вообще) и от учения о природе (она относится к предметам, определенным опытом).
Трансцендентальная философия раннего творчества Шеллинга в качестве абсолютного и единственного основания любой реальности принимает субъективное и старается вывести из него объективное («природу из интеллигенции»).
Задача трансцендентальной философии Шеллинга - это ответ на вопрос «Как можно одновременно мыслить представлениями, образующимися с предметами, а предметы с представлениями?».
В середине XIX в. сформировалось течение американского трансцендентализма. Трансценденталисты из Америки выступали против эмпиризма, рационализма, коммерциализма в жизни людей и опирались на философию Канта и других немецких идеалистов, пытаясь осуществить собственную нравственно-социальную программу.
В данном случае трансцендентализм понимался как идеализм, то есть трансценденталист - это тот, кто уважает собственную интуицию.
В период докритической философии Иммануил Кант сформулировал свою гипотезу происхождения и строения солнечной системы. Период критической философии - это учение философа о вещах в себе, которые существуют автономно от сознания человека.
Цель трансцендентальной философии Канта - критическое осмысление предшествующей философии и противопоставление ей критического подхода при оценке человеческих возможностей.
Предмет философии Канта - специфика познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания. В познающем субъекте различается субъективное и объективное и ставится вопрос о всеобщности субъекта.
В субъекте, в свою очередь, философ выделяет два уровня:
Эмпирический уровень - это индивидуальные психологические особенности человека.
Трансцендентальный уровень - сверхиндивидуальное в человеке, как в представителе человеческого рода.
Таким образом, достоверность научного познания Кант определяет в трех проблемах:
Если в математике и естествознании он не сомневается, то метафизику он отрицает.
Достоверное познание - объективное знание, приравниваемое ко всеобщности, где объективность знания является структурой, свойствами и сверх индивидуальными качествами трансцендентального субъекта. Пространство и время - это субъективные формы человеческой чувственности.
Все категории и понятия объединяются в целостный акт самопознания субъекта, то есть "Я мыслю" (трансцендентальное единство по Канту, то есть объединение восприятий за границами опыта).
Концепция философии Канта заключается в существовании вещей самих по себе, которые воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, что определяются как доопытные формы чувственности (пространство, время) и фиксируются как длительность.
Вещи осознаются через органы чувств, то есть являются субъекту. Их явление знать возможно, а сущность и их взаимоотношение за гранью сознания - нельзя. Поэтому в трансцендентальной философии Канта вещи сами по себе не познаны и не раскрыты для человека ("вещи в себе").
Основываясь на этом, Кант заключает вывод: человеческим формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта, а все остальное доступно разуму. Разум, в свою очередь, руководит рассудком и ставит ему цель.
Реальный предмет не может соответствовать идеям разума, ибо это антиномии разума (положение противоречивое и взаимоисключающее). Антиномии возникают там, где рассудок пытается делать выводы о мире вещей самих по себе, а не о мире опыта. Мир вещей существует для чувственности и закрыт для теоретического разума.
В философии Канта человек - это житель двух миров:
В мире свободы действует не теоретический и практический разум человека, а воля. Воля независима. Определяется она не природной необходимостью, а индивидуальным законом личности. Именно поэтому Кант относит к нравственным законам законы разума, представляющие собой знания мира умопостигаемого.
Императив, который вывел Кант - относись к человеку так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе. Также Кант выдвигает новую концепцию субъекта, в которой разделяет бытие на мир природы и мир человека. Каждый из этих миров развивается по своим законам и противоречит другому.
Большое место в теории познания философ отводит для диалектики. По его взглядам, противоречие - это необходимый фактор познания. Диалектика для него - это всего лишь гносеологический принцип, но, в то же время, она субъективна и отражает противоречия не вещей, а только мыслительной деятельности. Диалектика субъективна, так как все зависит от человека.