Большая часть философов в проблеме определения того, что такое истина в философском познании, склонны придерживаются классического понимания понятия «истины». Начало такого, классического понимания того, что такое истина, можно увидеть еще в философии великого древнегреческого философа 4 века до нашей эры по имени Аристотель. Концепция Аристотеля (т.е. так называемое классическое понимание истины) базируется на том, что знания равны реальному окружающему миру.
Изучая реальный окружающий мир, познающий человек не просто формирует свои знания, но и также дает оценку своему знанию. Эта оценка, в частности, состоит в том, можно ли рассматривать данное знание как приемлемое, заслуживающее внимания или злободневное.
Определяющим типом оценивания является оценивание с двух сторон:
Исходя из сказанного, можно утверждать, что истина в философском познании являет собой не предметные явления или вещи, а знания об этих предметных явлениях и вещах. Тем не менее, задачей всех без исключения видов познания является конечный результат в виде достижения истины.
Отметим также, что истина и заблуждение в философском познании всегда следуют рядом друг с другом, являясь вечными попутчиками друг друга. отсюда ясно, почему истина и заблуждение занимают лидирующее положение в гносеологии.
Когда мы говорим о «заблуждении», мы имеем в виду такое знание, которое не вполне соответствует своему предмету и даже может вовсе не совпадать с этим предметов или вещью. Истина в философском познании (и это принципиальное отличие) должна быть согласована со своим предметом и должна быть равна этому предмету.
Принято выделять два подхода к пониманию тому, что такое истина. Эти два подхода суть следующие:
Классический подход к пониманию истины состоит из таких концепции:
Вторым подходом к пониманию истины является неоклассический подход, подразумевающий следующие концепции:
В истории философии наиболее широко распространенным подходом к истине выступает классический подход к истине в его корреспондентской форме. Основная идея этого подхода может быть сформулирована так: истина представляет собой равенство предмета и мысли об этом предмете.
В таком понимании истина предстаёт перед нами в виде верной информации об окружающем мире, извлекаемой посредством эмпирического и интеллектуального опыта либо посредством принятия сведений об окружающем мире, а также истина предстаёт характеризуемой с точки зрения верификации. В упрощённой формулировке это будет звучать так: истина представляет собой верное отображение окружающего мира в сознании человека.
Такое представление об истине как о равенстве между знаниями и вещами существовало в древнем мире и нашло своё выражение в произведениях древнегреческих философов Демокрита и Эпикура, а также древнеримского философа Тита Лукреция Кара в его знаменитом сочинении, которое он назвал «О природе вещей (по латыни – «Де рерум натура»)».
Сторонниками классического подхода к трактовке понятия истина были также: средневековый богослов 13 века Фома Аквинский, великий немецкий философ начала 19 века Георг Гегелем, великий философ и экономист Карл Маркс, а также многие другие учёные и философы. В частности к их числу также относятся французские философы-сенсуалисты (такие как, например, Э.Кондильяк), которые определяли истину как полное, всестороннее отображение окружающей человека действительности. Схожей позиции придерживались и многие философы 20 века (например, английский философ Карл Поппер).
В классическом подходе к понятию «истина» окружающая человека реальность понимается, прежде всего, как объективная реальность, которая бытует в этом мире вне зависимости от человеческого сознания и связанного с ним процесса мышления.
Окружающая человека реальная действительность имеет в себе не только эмпирически воспринимаемый человеком окружающий его мир, но также и внутреннюю, культурную сферу. В этой связи нужно особо подчеркнуть, что результат процесса познания, коим является истина, равно как и сам объект, на который направлено познание, рассматриваются как неразрывно связанные с эмпирической активностью человека, познающего окружающий мир. Таким образом, истину можно рассматривать не только как статичное явление, но также и как динамичный процесс.