Мартин Хайдеггер (1889 - 1976 гг.) – немецкий философ, является одним из самых знаменитых и значимых философов 20-го столетия. Мартин Хайдеггер знаменит прежде всего свои учением о бытии. Также Хайдеггер внёс значительный вклад в создание и развитие немецкого экзистенциализма.
Мартин Хайдеггер родился в городе Месскирхе в католической семье. Его отец был ремесленником и низшим церковнослужителем, а мать крестьянкой. Хайдеггер прошёл обучение в гимназиях в Констанце и Фрайбурге. В 1909 году поступает на теологический факультет Фрайбургского университета, но в 1911 году Хайдеггер переходит на философский факультет. Мартин Хайдеггер защищает две диссертации, и оканчивает философский факультет в 1915 году. Во время первой мировой войны был призван в армию, но по причине болезни сердца в боевых сражениях не участвовал, и некоторое время оставался тыловым ополченцем.
С 1915 года Мартин Хайдеггер начинает читать лекции по философии во Фрайбургском университете. Но со временем у него пропадает интерес к христианской философии, и начинает испытывать влияние феноменологии Гуссерля. В марте 1917 года Мартин Хайдеггер женится на лютеранке Эльфриде Петри, а в 1919 году у них рождается сын Йорг.
В 1922 году Мартин Хайдеггер переходит в Марбургский университет. За время работы в Марбурге Хайдеггер становится известным после публикации в 1927 году книги «Бытие и время». В 1928 году Хайдеггер возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Эдмунда Гуссерля. В 1933 году Хайдеггер на год становится ректором Фрайбургского университета, и в этом же году вступает в НСДАП. Хайдеггер принимает активное участие в политической жизни фашистской Германии. Он остаётся членом НСДАП до окончания Второй мировой войны. В 1944 году Хайдеггера призывают в ряды народного ополчения. В 1945 году Хайдеггер оказывается на территории, которую оккупируют французы. Над Хайдеггером происходит суд, который подтверждает то, что Хайдеггер сознательно поддерживал фашизм, в следствии чего его отстраняют от преподавательской деятельности до 1951 года. Хайдеггер умер в 1976 году и был похоронен в его родном городе.
Главной заслугой Хайдеггера считается его учение о бытии, согласно которому бытие является фундаментальной и неопределимой, но всем причастной стихией мироздания. В учении о бытии Хайдеггера присутствуют следующие фундаментальные понятия:
Хайдеггер был убеждён, что вопрос о бытии является главным вопросом философии, но этот вопрос, заявлял Хайдеггер был несправедливо забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с древнегреческого мыслителя Платона. Бытие, считает Хайдеггер, понималось и трактовалось неверно, так как бытие имело «человеческого» измерения. Уже в философских воззрениях Платона мир идей в своём объективном измерении безразличен к человеку. Основное положение в учении о бытии Хайдегерра заключается в том, что только понимание сущности бытия человека раскрывает сущность бытия вообще.
Ряд исследователей считают, что целью Хайдеггера было подвести философское основание под науку. Хайдеггер считал, что наука неправильно работает без основания теоретической деятельности, и поэтому учёные неверно придают своим теориям универсализм и неверно интерпретируют вопросы бытия. В связи с этим, Хайдеггер ставит себе цель вывести тему бытия из забвения и придать теме бытия совершенно новый смысл. Для достижения этой цели Мартин Хайдеггер исследует весь исторический путь философского знания и пересматривает общие философские категории, такие как логика, Бог, реальность, сознание. В своих поздних работах, мыслитель изучает эффект, который оказывает современная техника на бытие человека.
Труды Хайдеггера оказали огромное влияние на философию, теологию и даже на некоторые гуманитарные науки 20-го столетия. Философия Хайдеггера сыграла значительную роль в становлении и развитии таких направлений как:
Многие знаменитые и влиятельные философы 20-го столетия признавали влияние Мартина Хайдеггера на их творчество.
Человек в философии Мартина Хайдеггера понимается как существо, которое приносит свою жизнь в жертву своему предназначению. Чтобы понять смысл этого утверждения, нужно рассмотреть, как Хайдеггер понимал гуманизм. Ведь именно через гуманизм Хайдеггер пытался объяснить сущность человека и его существования. Гуманизм, утверждает Мартин Хайдеггер, – это размышление и забота о том, как человеку стать человечным. Рассматривая вопрос о сущности гуманизма, Хайдеггер особое внимание уделяет вопросу о понимании гуманизма в истории философии. Хайдеггер отмечает, что гуманизм оказывается разным в зависимости от конкретной трактовки свободы и природы человека.
Хайдеггер считает, что при определении человечности человека гуманизм не только не задаётся вопросом об отношении бытия к человеку, но кроме того, гуманизм даже мешает поставить данный вопрос, так как не понимает его. Хайдеггер утверждает, что вопрос об определении сущности человеческого бытия крайне важен для понимания сущности и существования человека.
Согласно философским воззрениям Хайдеггера, «готовность к самопожертвованию» является исходным пунктом определения личности. Согласно его экзистенциализму, человек готов на самоотречение не потому что существует некий идел, достойный самопожертвования. Человек не может жить, не посвящая чему-либо свою жизнь. Хайдеггер заявляет, что природа человека заключается в том, что он просто человек, если представлять человека как разумное живое существо. Человек, осознавая свою тленность и временность, стремиться к вечному, однако это вечное состоит не в бесконечной деятельности, не в бессмертии человеческой души и не в бессмертии человеческого рода. Это вечное, считает Хайдеггер, заключается в надвременной значимости безусловного принципа: «Человек не господин сущего. Человек пастух бытия».
Таким образом, сущность человека и его существования в философии Хайдеггера заключается в том, что человек в своей жизни должен стремиться к вечному.