Бытие – сущее, то, что существует. Бытие является центральным понятием онтологии. Онтология – раздел философии, изучающий сущность, характеристики и закономерности бытия. Традиционно считается, что онтология – первая, и самая важная часть философского знания.
Многие исследователи считают, что философия рождалась с постановки именно онтологических вопросов. К основным онтологическим вопросам нужно отнести:
Эти первоначальные вопросы и проблемы волновали самых первых мыслителей, которых в истории философии принято называть натурфилософами. Древнегреческие натурфилософы, или как их ещё называют «досократики» Фалес Милетский, Анаксимандр, Пифагор, Анаксагор, Гераклит Эфесский, Парменид и другие, отталкиваясь от распространённых на тот момент знания, пытались двигаться дальше, они стремились не просто описать видимые стороны материального мира, но осмыслить: что такое бытие вообще. Таким образом, первым вопросом онтологии стал вопрос об определении понятия «бытие», также была поставлена проблема определения организующих принципов и начал бытия.
Чтобы разобраться, в чём заключается сущность бытия нужно понять, что принято понимать под бытием в философской традиции. Под бытием принято понимать всё существующее, всё что живёт, всё что есть, всё что «бытует». В данном понимании, понятие «бытие» тождественно понятию «реальность». Реальное обозначает то, что существует, то что имеется в наличии.
В некоторых случаях понятие «бытие» заменяют понятиями «мир», «вселенная», «универсум», «сущее», хотя данные понятия не абсолютно идентичны друг другу. Бытие – это, в первую очередь философская категория, которая обозначает всё реально существующее, всё сущее в действительности, весь материальный и нематериальный мир в его изменчивости, всё, что в каких-либо ипостасях себя проявляло, всё то, что является реальностью, независимой от сознания, и наоборот реальностью, существующей только в сознании. Экзистенция, или существование и эссенция, или сущность – латинские термины, ключевые атрибуты всякого бытия.
Для того чтобы понять закономерности бытия, нужно рассматривать бытие как противоречивое явление, как единство противоположностей, взаимодействие и борьба которых является условием всякого развития бытия. Эта парадигма берёт своё начало в эпохе античности, от Гераклита, и получает своё окончательное завершение в философии Гегеля, в законе единства и борьбы противоположностей. Не только в каждом частном явлении, но и в бытии в целом есть диаметрально противоположные стороны, есть качество и количество, целое и часть, качество и количество, старое и новое, необходимость и случайность, порядок и хаос, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность.
В системе философского знания исторически разработан категориальный аппарат для отражения предельно общих свойств и качеств бытия. Весь понятийный аппарат категории бытия можно сгруппировать в три группы:
Данный понятийный аппарат отражает содержание диалектического метода.
Принципы диалектики отражают предельно общие подходы в отношении к миру и отражают наиболее общие закономерности бытия. К ним относятся:
В законах диалектики выражаются характерные отношения предметов и явлений. Каждая наука открывает собственные законы. Законы философии являются предельно общими. Закон единства и борьбы противоположностей характеризует первоначало и причину развития явлений в определённую сторону. В любом явлении существуют диаметрально противоположные стороны, от взаимодействие которых зависит не только бытие, но и развитие явлений.
Закон перехода количества в качество отражает направление развития. В любом явлении присутствует количественная и качественная характеристики. Качество – это родовой признак явлений, определяющий принадлежность явления к конкретному роду, или виду. К примеру, разум человека – это его качество, выражающее принадлежность данного человека к виду «человек разумный». Свойства же отражают индивидуальные свойства явления. Если «длина пальмового дерева» – это качество по отношению к роду «пальмы», то по отношению к роду «деревья» – это свойство. Количество – это уровень наличия качества: 5 см длины, 60 кг. Веса, 7 часов времени. Развитие явлений происходит таким образом, что вначале наступают незначительные количественные изменения, а когда они превышают меру, то тогда наступают уже качественные изменения.
Закон отрицания отражает направленность развития. В этом законе выражается поступательность и спиралеобразность процесса развития. Явление в ходе своего существования может отрицаться своей диаметрально противоположностью, а она затем своей противоположностью так, что осуществляется своего рода возврат к первой фазе с сохранением всего ценного на каждом этапе процесса развития. Стандартный пример: «зерно – растение – новые зерна».
Отрицание отражает три этапа: уничтожение старого, выборка ценного из старого, создание нового с элементами старого. Законы диалектики работают во всех сферах человеческой жизнедеятельности. К примеру, процесс развития государства можно описать законом отрицания. Старое государство умирает, на развалинах уже не способного отвечать на вызовы времени старого государства, возникает новое государство, но в то же время оно вбирает в себя лучшие достижения старого. Со временем новое государство стареет, и тоже отмирает, и так повторяется по циклу.