Бытие – центральное понятие онтологии, философского учения, которое изучает всё сущее. В философской традиции, понятие бытие принято понимать как обозначение материальной действительности. В античной философии впервые был поставлен вопрос о бытии, и тогда же была заложена исторически первая традиция понимания категории бытия, а именно материалистическая.
Развитие и становление идеалистической интерпретации категории бытия также относится к античности. Платон доказывает, что подлинное бытие – эᴛо бытие «идей», неких нематериальных форм, которые определяют сущность вещей. Важно отметить, что именно с античности философия делится на материалистическую и идеалистическую, в зависимости от того, что признаётся первичным, бытие или сознание.
Философская мысль современности пытается уйти в сторону от спора о первичности материи или сознания, раскрывая бытие как некое содержание, данность, которые нужно познать и постичь. В этом кроется ключевое отличие философской мысли от естественнонаучной. Философия ищет бытие специфическим методом, разные школы предлагают различные пути его постижения. Но все философские школы объединяет одно – попытка познать сущность бытия в своей уникальной специфике.
В философии, как специфической системе знаний, принято выделять четыре различающихся, но в то же время взаимосвязанных основных форм бытия:
В философской традиции принято выделить несколько основных атрибутов бытия:
Понимание сущности атрибутов бытия помогает понять структуру и природу бытия, его характерные признаки.
Категория «материя» – одна из наиболее общих категорий мышления человека. Эта категория заключает в себе минимум признаков обозначаемого предмета. В категории «материя» объективная реальность как бы «сжата» до неразличимости, но она присутствует в своём «потенциальном» виде. Конкретизация, развертывание такого общего понятия, как материя приводит к тому, что это понятие наделяется довольно общими признаками, но нужно отметить, что этих признаков становится много.
Категория «движение» представляет из себя всякого рода изменение, а покой – это относительное понятие, конкретный случай движения, его частный момент. Поэтому движение нужно считать абсолютным. Движение проявляется в разнообразных формах: физической, механической, биологической, социальной. Специфической формой движения является развитие. Развитие представляет из себя такое количественное и качественное преобразование вещи, которое характеризуется конкретными закономерностями, а в некоторых случаях даже необратимостью.
Пространство представляет из себя всеобщую, объективную форму, в которой материя существует, организуется и изменяется. Среди характерных признаков пространства имеет смысл назвать характеристики разнообразных материальных систем: симметрия и асимметрия, их форма и размеры, границы между элементами мира.
Время, как и пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи. Только время выражает материю в других характеристиках, таких как длительность процессов бытия, последовательность сменяющих друг друга состояний материальных объектов. Время характеризуется прежде всего тем, что оно в одно и то же время асимметрично и необратимо. Однако, современная физика доказала, что время очень тесно связанно с пространством, что оно зависит, к примеру, от скорости движения, от мощности гравитации и т.д. Пространство и время совершенно по разному себя проявляют в разнообразных формах движения.
Бытие раскрывается и обретает более конкретный смысл через понятие «материя». Многие исследователи считают, что проблемы материи, и само понятие материи разрабатывались, в первую очередь, представителями материалистической философии. Самые последовательные и глубокие исследования проблем материи заключены в работах современных философов-материалистов. В материалистической философии категория «материя» является общей фундаментальной категорией, в которой закрепляется материальное единство мира. Различные формы бытия в философии материализма интерпретируются как возникшие из материи, в ходе её развития.
Не менее важную роль в познании и постижении бытия, играет понятие движения. В наиболее общем виде диалектический материализм объясняет многообразие форм вещественного мира в их материальном единстве, признав, что одним из главных атрибутов материи является движение. Под движением понимается любое изменение, как количественное, так и качественное. Философы заявляют, что только признав, что движение – это один из ключевых атрибутов материи, можно объяснить многообразие вещественного мира в его материальном единстве.
Подводя итог, нужно отметить, что в науке различные картины мира характеризуют отдельные, конкретные аспекты бытия. Но в философии существуют некоторые общие свойства и закономерности, или атрибуты, которые проявляются на всех структурных уровнях бытия. Среди этих атрибутов нужно отметить: движение, пространство, время, связь, системность, бесконечность, и т.д. Таким образом, именно атрибуты бытия помогают постичь и познать его структуру, сущностные характеристики и закономерности.