Субстанция - объективная реальность в определении внутреннего совершенства всех форм ее развития, всей многогранности природных явлений и истории, включая человеческое сознание, поэтому, это фундаментальная и основная категория научного самопознания.
Рисунок 1. Понятие субстанции
В истории философии изначально субстанция воспринималась как некое вещество, из которого состоят абсолютно все вещи. В разное время этот термин интерпретировался по-разному: как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как субстрат и как отдельный центр изменений предмета.
Представители античной философии смогли определить основные субстанции, которые трактовались как материальная первооснова изменений вещей. Известно, что впервые о субстанции заговорил основатель европейской науки, математик Фалес из Милета, который осуществил переворот в человеческом мировоззрении, представив обществу идею субстанции – основы всего, обобщив все многообразие в единое целое.
Преемник Фалеса Анаксимандр первым возвысился до уникальной концепции бесконечности всех миров. В своих учениях философ за первооснову всего живого го принял апейрон - беспредельную и нестабильную субстанцию, части которой систематически изменяются, а целое всегда остается неизменным.
Это вечное начало характеризуется как божественное бытие: оно недоступно чувственному человеческому восприятию, но вполне постижимо умом.
Третий не менее известный представитель Милетской школы - Анаксимен полагал, что воздух является первоначалом всего живого на земле. Ответы у всех мыслителей были разные, однако именно эти концепции стали причиной развития нового философского учения по поводу происхождения идеи субстанции, а также к сущности всех вещей.
В философии современности выделяются три линии анализа нестабильной субстанции:
Многие ученые продолжают характеризовать субстанцию как вещь, однако не в обычном, а в сложном метафизическом смысле: как самодостаточное и независимое от других явлений сущее вещество.
В лингвистической философии само понятие субстанции в обязательном порядке рассматривается как логический принцип неопределенной философией метафизики, а его появление объясняется уникальной структурой языков Европы, для которых характерно постоянное противопоставление объекта суждения и самого субъекта. Для существующей в настоящее время западной философии наоборот можно наблюдать негативное воздействие видов субстанции и ее задачи в познании.
Рисунок 2. Философская проблема субстанции
Многообразие предметов – первое, что поражает человеческое воображение, когда он видит окружающий мир.
Изучая явления роста и распада, первые философы заметили, что часть элементов и состояний обычных вещей во всех трансформациях сохраняются.
Эту систематически сохранявшуюся базу веществ были решено назвать первоматерией.
Одни мыслители считали, что все живое на земле состоит из жидкой материи, другие - их огненной материи, другие - из воды, воздуха и земли. Это внезапное воззрение на создание нашего мира положило хорошее начало философскому объяснению многих природных явлений.
На этой основе появились первые правильные теории о возникновении Земли и Солнечной системы, а также научные теории о строении простейшей частицы. В дальнейшем учения о материи углубляется и становится более абстрактными. В конце XIX в. необоснованная концепция строения вещества перешла пределы своего механического толкования: оказалось, что атом делим и состоит из элементарных электрически заряженных частиц.
Представители философии средневековья полагали, что материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как неизменное – изменчивому, так как ее вообще нельзя видеть и осязать. Все существующие материальные образования и есть определенное вещество в различных ее формах, видах и свойствах.
Материя - это не реальная возможность всех существующих в мире форм, а действительное их бытие.
В результате понимания данного термина можно определить основные атрибуты материи:
Наш мир сохраняется только благодаря регулярному разрушению самого себя, поэтому изменение материи может осуществляться только в связи с ее сохранением. Принцип несотворимости любого вещества имеет огромное методологическое значение, так как на основе этого наука открыла фундаментальные законы.
Материя также разделила философов на идеалистов и материалистов, ведь каждое последовательное мышление выводило единство мира либо из определенного вещества, либо из духовного первоисточника.
Упорядоченность субстанции имеет свои уровни, которые характеризуется особой концепцией закономерностей.
Центральные структурные уровни материи таковы:
По мнению ученых, кроме сконденсировавшихся тел во Вселенной имеется диффузная материя, которая существует в виде разнообразных атомов и молекул, а также в виде гигантских облаков газа. Все это вместе с излучением и составляет безбрежный мировой океан вещества, в котором и находятся многомиллионные небесные тела.
Философия материализма предлагала универсальное единство мира "в его материальности" и критически переосмысливала гегелевское понимание субстанции. В понятии субстанции материя отражена уже со стороны внутреннего единства всех существующих форм ее движения, всех противоположностей и различий, включая сюда и гносеологическую несовместимость "мыслящей" и "не мыслящей" материи.
Понимание материи как субстанции как раз и связано с требованием понять человеческое сознание во всех его проявлениях из движения материи и осознать противоположность материи и мышления как лишь относительную противоположность.
Космические тела и системы формируются в результате сгущения туманностей и возникают из материальной среды в результате внутренних закономерностей движения самой материи.
Постепенное усложнение молекул сложных углеродистых соединений привело к возникновению органических соединений, которые постепенно образовывались в биологические соединения. Жизнь явилась необходимым результатом развития всей совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли.
Различные структурные образования материи представляют собой не случайное скопление частиц, а включают в себя мощные структурные образования разных степеней сложности.
Одни из них, как правило, более простые и являются составными частями других, иные же более крупные и сложные. Всем уровням организации материи свойственны общие закономерности и взаимодействие разных уровней.
Эта связь проявляется в простых формах организации, которые сопровождаю сложные субстанции. Правомерно допущение, что за границами земной цивилизации существуют другие космические цивилизации, созданные разумными существами, поэтому понимание структуры любой материи очень важно и необходимо для развития современного научного мира.