Социальное воспитание – это действие, помогающее человеку в достижении успехов в конкретных жизненных ситуациях, умениях ориентироваться в коллективных отношениях в целях его самосовершенствования.
Основной задачей социального воспитания является становление самостоятельной, гражданской личности, что способна на добрые взаимоотношения с людьми, и несет ответственность за свое время и здоровье.
Социальное воспитание в разной степени может влиять на результаты и характер общества. И продуктивность этого воздействия во многом зависит от методичной реализации понятий общественного воспитания.
Методологическая база воспитания – философия. Системы воспитания разрабатываются на философских положениях о человеке, жизни и природе. Основой советской педагогики была Марксистско-ленинская философия. Современная отечественная педагогика не обладает общей методологической основой. Учителя ссылаются на разные философские учения, поэтому их учения и практические советы очень отличаются друг от друга. Нынешние педагоги полагаются в утверждениях на западную и восточную науки.
Прагматизм – направление в философии, нацеленное на сплочение воспитания и жизни, внедрение задач воспитания на практике. Главные утверждения этого течения следующие:
В 60-е годы 20-го века философия прагматизма и воспитание, что опиралось на нее, перестали быть популярными. Научно-техническая революция привела к потребности в людях с более упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это послужило изменению и усовершенствованию классического прагматизма, который переродился в 1970-х годах под знаменем неопрагматизма.
Сущность неопрагматтеской теории воспитания сводилась к самоутверждению человека. Ее приверженцы (А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Келли, Т. Браммельд, и др.) призывают усилить индивидуальное направление в воспитании личности. Общество может только препятствовать или помогать росту гуманности в людях. Человеку не нужно искать основания собственных поступков за пределами себя. Люди, окружающие его, их мнения, общественные принципы и нормы не могут быть причиной для выбора, так как их роль заключается в контроле и критике поведения личности. Они только мешают росту и самовыражению человека. Другими словами, неопрагматисты защищают абсолютную свободу в действиях и оценках субъекта. Ведущим направлением американской педагогики, несмотря на критику, остается неопрагматизм. Такая система социального воспитания завоевывает все большее распространение в других странах западного мира.
Неопозитивизм – направление воспитания, стремящееся понять комплекс событий, что были вызваны научно-технической революцией. Основные утверждения воспитания неопозитивизма такие. Воспитание обязано быть отделено от мировоззренческих идей, так как общественная жизнь в ситуации научно-технического развития нуждается не в идеологии, а в «рациональном мышлении». Ключевое внимание следует уделять формированию интеллекта, а цель воспитания – развитие рационально думающего человека.
Сторонники теории доверяют не эмоциям, а логике, и уверены, что только при помощи рационального мышления человек способен к самореализации.
Экзистенциализм – авторитетное философское направление, признающее человека высочайшей ценностью общества. Всякая личность – уникальная, особая и неповторимая. Любой человек обладатель своей собственной нравственности. В современном мире, полном опасностей и тревог, человеческая жизнь пребывает под непрерывной угрозой, развивать, реализовать и сохранять свое «Я» становится все сложнее.
Экзистенциалисты убеждены, что человек всегда и везде одинок, он обречен на жизнь в агрессивной среде. Социум наносит огромный ущерб нравственной самостоятельности человека, поскольку общественные институты направлены на стандартизацию личности, ее поведения. Каждая личность имеет свои субъективные взгляды на мир, и человек сам создает свое окружение таким, каким предпочитает его видеть. Необходимо уберечь неповторимость личности от распада. Таковы основные утверждения экзистенциализма, получившего широкую популяризацию среди представителей творческих специальностей в государствах Японии, Америки, Западной Европы.
Неотомизм – религиозное учение, в котором признается существование объективного мира, но ставят такую реальность в зависимость от воли Божьей. Наука может изучить только часть материального мира, который окружает человека. Поэтому необходимо приобщать молодежь к культуре на базе религиозных достоинств. В сфере воспитания религии и науке необходимо взаимодействовать и друг друга дополнять.
Человек – единство духа и материи, наряду с этим он и личность и индивид. Педагогика неотомизма включает в себя воспитание доброты и гуманизма, любви к ближнему и честности, и т.п. Только такие человеческие качества, что подчеркивают неотомисты, смогут еще уберечь нашу цивилизацию, несущуюся к самоуничтожению. Нет ничего удивительного в том, что сеть учреждений с религиозным воспитанием непрерывно расширяется. Католические школы особенной популярностью пользуются в Португалии, Италии, Испании, Бельгии, Ирландии, Польше, Франции и многих других странах.
Бихевиоризм – это воспитательная система технократического направления, то есть воспитание, базируется на современных достижениях науки и применении новейших методов изучения потребностей, интересов, способностей, человека, а также факторов, обуславливающих его поведение.
Основная мысль необихевиоризма относительно воспитания состоит в том, что поведение людей - это координируемый процесс. Чтобы добиться определенного поведения, т.е. достичь установленной цели воспитания, нужно выбрать эффективные стимулы и грамотно их использовать. Темп достижения необходимого поведения регулируется условиями подкрепления – позитивного или негативного, который обеспечивает периодичность действий. За пределами системы подкрепления, полагает Скиннер, люди в целом ничего не делают или действуют очень медленно. Указывая на молодежь, Скиннер заявляет, что она рвется к знаниям не как к орудию для преобразования общества, а только, чтобы достичь продвижения по службе. Укрепляя эти старания, можно достичь необходимого поведения.
Рационализм возник из союза мыслей разнообразных направлений философии. В соответствии с философией рационализма, сущность человека – это рациональный характер, который всегда и всюду одинаков. Цель образования – постижение истин. Чтобы сберечь чистоту истины, она должна быть отделена от политики и бизнеса. Истина превыше всего.
Непосредственно социум выступает в роли и заказчика, и организатора социального воспитания, исполняя его через разные организации.