Теория цивилизации в социальной философии


Теория цивилизации в социальной философии

Такое понятие, как цивилизация, известно с античных времен. Широкое значение термина заключается в совокупности духовных и материальных достижений сообщества в его историческом формировании, узкое - определяет только материальную культуру. Цивилизация возникает на конкретном этапе становления общества, а под культурой Вебер подразумевает высококачественную сторону существования. Этнографическая теория заключается в том, что у любого народа собственная цивилизация и культура. (Т. Жуффруа).

Определение 1

Цивилизация – это стадия, связанная с распределением работы, обменом товарного производства, усложнением взаимоотношений между индивидами и классами, социальной структуры общества. Под цивилизацией необходимо подразумевать, степень развития общества и культуры в целом, но с другой стороны, это изучение культурных ценностей, которые определяют своеобразие социальной жизни.

Уровень формирования человека, как личности, материального производства, технологии и техники представляет собой тот фундамент, без которого нереален жизненный процесс людей. Без этой объективной основы цивилизация вообще не может существовать. Существуют три пути к осознанию цивилизации:

  1. Техногенный подход, который подразделяется на аграрный, промышленный и информационный.
  2. Стадиальный путь, включающий в себя устную, письменную, книжную, техногенную, антропогенную цивилизацию.
  3. Унитарный способ.

Часть философов полагает, что мировая цивилизация является максимальной степенью типизации исторического процесса, в которую входит вся совокупность общечеловеческих свершений. Если обозначают определенную ступень становления общества, под определением культуры А. Вебер подразумевает лучшую область цивилизации.

Типы развития

В цивилизации выделяют два типа развития, которые пришли на смену первобытному состоянию и характеризуются многообразием:

  • традиционалистический;
  • техногенный.

Традиционалистский тип, который зародился в европейском регионе в 14-16 в., предшествовал техногенному. В современный период техногенный тип реализуется практически во всех регионах планеты. Современные Китай, Ю. Корея, Япония, страны Восточной и Западной Европы относятся к техногенной культуре. Название «технической цивилизации» дает сущностную оценку этих обществ, так как в их становлении главную роль играет непрерывный поиск и использование новейших технологий. Но не только производственных, что обеспечивают экономический рост, а и технологий социальных коммуникаций и общественного управления. Возникновению т-технической цивилизации послужили два важных изменения традиционной культуры – культура европейского христианского средневековья и античного мира. Эпоха Просвещения и реформации, Ренессанс, создали ядро системы ценностей, на которых построена техническая цивилизация. Ранее культуры не ставили цель преобразовать мир и обеспечить власть людей над природой.

Техногенные сообщества сразу начали оказывать давление на классический социум. Динамика техногенных цивилизаций имеет резкий контракт с консерватизмом классических обществ, где средства и цели, виды их деятельности изменяются очень медленным темпом, порой затягиваясь на века.

Ключевым фактором производства считается информация, она превосходит по важности все виды материального производства, услуг и энергии. Эти технологии помогают прийти к качественным изменениям. Отличительной чертой информационного общества при этом становится перемена характера межличностных отношений, которые становятся все менее крепкими. Происходит децентрализация производства. Массовое производство сменяет более гибкое, мелкосерийное изготовление продукции.

Цивилизация зарождается на конкретной ступени развития общества и выступает в роли такого аспекта человеческой деятельности, которая дает обеспечение самоорганизации, саморегуляции социального организма. И осуществляется путем регулирования связей между общественными лицами на основе законов, норм, социальных институтов и учреждений, что обеспечивают развитие общества.

Замечание 1

Мировая цивилизация – это предельный уровень типизации исторического процесса, который объединяет в себе весь комплекс общечеловеческих ценностей и достижений. Затрагивает интересы всего человечества, независимо от классовых и расовых различий.

Типологии культур

Данилевский дал формулировку теории общей типологии цивилизаций, в соответствии с которой нет всемирной истории, а существует лишь история конкретных цивилизаций, обладающих индивидуальным замкнутым характером. Данилевский опровергал факт «человечества» как единого целого, допуская реальным элементом исторического процесса только определенные «культурно-исторические системы», народы с их самобытной цивилизацией.

По мнению Тойнби, в 60-70 годах. 20-го в. насчитывалось 5 цивилизаций: западноевропейская, русско-православная, индийская, китайская, мусульманская.

Любая цивилизация в своем формировании проходит этапы становления, взлета, надлома и разрушения, после этого гибнет, освобождая место иной. Творческое меньшинство является движущей силой в развитии цивилизации, носителем жизненного порыва, который ведет за собою пассивное большинство.

Если однажды «творческая элита» оказывается неспособна решить очередную проблему, она превращается в господствующее меньшинство и навязывает свою власть силой, а не авторитетом. Многие ученые согласны с тем, что цивилизация выступает в роли внешнего мира по отношению к человеку, воздействующего на него и противостоящего ему. А культура представляет собой внутреннее достояние человека, открывая границы его развития, и является символом духовного богатства.

В современной социальной философии под цивилизацией подразумевают:

  • материальную культуру;
  • стадию социального формирования людей, которая следует за варварством (Морган, Фурье, Энгельс);
  • уровень социального становления материальной и духовной культуры (примером является античная цивилизация);
  • интегральное объединение нескольких цивилизаций – досуговой, технической, политической.
  • цивилизация подразумевает также организованный досуг и быт, наличие благ, образование и культура, наука и творчество;
  • политическая сторона цивилизации представляет собой правовой строй, единство права, правовые гражданские условия сообщества, свободы и морали.

Многогранность понятия «цивилизация» можно объяснить полисистемностью социального проявления, его разнообразностью в доступной жизни.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :