Гуманистические взгляды на жизнь, распространившиеся в Европе в XIV - XVI вв., нашли отражение в формировании социально-политических систем. Переходный период от Средневековья к Новому времени получил название эпохи Возрождения.
Самые своеобразные и яркие идеи в сфере социальной жизни выложили Томас Мор – английский государственный и политический деятель, а также Никколо Макиавелли – политический итальянский мыслитель. Эпоха Возрождения – это, в первую очередь, перелом в системе ценностей, в оценке всего сущего и взаимоотношении к нему. Появляется точка зрения - высшая ценность, это человек.
В эту эпоху произошли принципиальные перемены и в сфере социально-политических убеждений, в частности, в сущности государства и державной власти. Тот или иной монарх является «избранником Божиим», но власть он приобретает только из рук церкви. Чтобы быть истинным государем, императором, царем, нужна церемония «помазания», которую совершает священник.
В XIV–XV вв. церковь часто проигрывает в борьбе за светскую верховную власть. Но кардинальные изменения в социально-политических взглядах происходят только в XVI–XVII вв. Они во многом были связаны с религиозными войнами и развитием протестантизма в Европе.
Крайне оригинальным и во многом опережающим свое время явилось учение о державе и государственной власти, которое сформировал итальянец Никколо Макиавелли. Он аргументировал основные правила и изучения законов политического общества, отделил религию и мораль от политики, находя ее олицетворением независимой людской воли. По мнению Н. Макиавелли, политику устанавливают непосредственные законы жизни и психология человека. Основой власти считается сила, правильно созданный культ личности правителя. Макиавелли выдвинул такие основные положения своей теории:
Философия Макиавелли, которую он обосновал на реалистическом отношении к действительности, послужила для многих политиков руководством к действию, как средневековой, так и последующих эпох.
Французский юрист Жан Боден становится одним из первых, кто возрождает теорию абсолютизма (1530—1596). Он отстаивает идею терпимости веры и выступает с предложениями сильной власти короля. Его теория заключается в наследственной монархии, король – источник права и закона, но и сам должен чтить законы. Так же интересна и теория Бодена, которая гласит, что разным народам подойдут разные варианты управления: северным необходима сила в управлении, южным – религия, народам умеренных стран — правление разумом.
В эпоху Возрождения возникает еще одно оригинальное течение в сфере социальной философии — утопизм. Одним из основателей утопического социализма, является Томас Мор. Свои убеждения об идеальном сообществе он описал в работе «Утопия». Главным он считает отсутствие личной собственности, которая разделяет людей, социального неравенства. Т. Мор полагал, что воплотить в жизнь его идеи сможет только образованный правитель.
Т. Кампанелла представляет итальянскую философию природы, но известен стал благодаря своим социальным учениям, описанным им в работе «Город Солнца». Он выдвинул теорию идеального общества, что основывалось на общем труде и общей собственности. Такую политическую программу Т. Кампанелла, оценивал, как вполне реалистичную. Он был убежден, в отличие от Т. Мора, в возможности и необходимости реального принятия объективного общества.
Эпоха Возрождения характеризуется не только повышенным интересом к человеку, а и к проблемам государства, его устройства. Основной проблематикой социально – политической философии является:
Эта теория ставила целью демократизацию Церкви, реформу католицизма, формирование наиболее справедливых связей между Церковью, Богом и верующими. Предпосылками данному направлению послужили:
Реформация имеет два основных течения. Народное и бюргеро-евангелическое. Основателем бюргеро-евангелической Реформации считают доктора богословии Мартина Лютера (1483 - 1546). Основные его идеи гласили:
Во главе народного направления Реформации стоял Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священнослужителем, он изначально стал сторонником Лютера, но в 1520 г., спустя три года, разошелся со своим педагогом. В общем, разделяя взгляды Лютера, он выдвигает собственные идеи философии Реформации, значение которых сводилось к следующему:
Философия Реформации послужила идейным обоснованием вооруженной и политической борьбы против католицизма, за реформу Церкви, которая в дальнейшем продолжилась почти во всех государствах Европы. Следствием данной борьбы стало религиозное размежевание в Европе, падение католицизма в ряде стран.
Политическая философия, в отличие от философии Реформации, занималась изучением приемов политической борьбы, проблем управления реально существующей страной, способов влияния на человека.