Социально-политическая философия


Социально-политическая философия

Гуманистические взгляды на жизнь, распространившиеся в Европе в XIV - XVI вв., нашли отражение в формировании социально-политических систем. Переходный период от Средневековья к Новому времени получил название эпохи Возрождения.

Самые своеобразные и яркие идеи в сфере социальной жизни выложили Томас Мор – английский государственный и политический деятель, а также Никколо Макиавелли – политический итальянский мыслитель. Эпоха Возрождения – это, в первую очередь, перелом в системе ценностей, в оценке всего сущего и взаимоотношении к нему. Появляется точка зрения - высшая ценность, это человек.

Эпоха Возрождения

В эту эпоху произошли принципиальные перемены и в сфере социально-политических убеждений, в частности, в сущности государства и державной власти. Тот или иной монарх является «избранником Божиим», но власть он приобретает только из рук церкви. Чтобы быть истинным государем, императором, царем, нужна церемония «помазания», которую совершает священник.

В XIV–XV вв. церковь часто проигрывает в борьбе за светскую верховную власть. Но кардинальные изменения в социально-политических взглядах происходят только в XVI–XVII вв. Они во многом были связаны с религиозными войнами и развитием протестантизма в Европе.

Крайне оригинальным и во многом опережающим свое время явилось учение о державе и государственной власти, которое сформировал итальянец Никколо Макиавелли. Он аргументировал основные правила и изучения законов политического общества, отделил религию и мораль от политики, находя ее олицетворением независимой людской воли. По мнению Н. Макиавелли, политику устанавливают непосредственные законы жизни и психология человека. Основой власти считается сила, правильно созданный культ личности правителя. Макиавелли выдвинул такие основные положения своей теории:

  • человек изначально обладает злой природой;
  • эгоизм и стремление к личной выгоде, таковы мотивы движущие людьми;
  • люди не могут сосуществовать, если каждый будет стремиться осуществить только личные интересы;
  • государство, как особая организация, создается для сдерживания, усмирения низменной природы человека;
  • властителю необходимо руководить державой, помня о низменной натуре подчиненных;
  • государю необходимо казаться благородным и щедрым, но на деле таковым не являться, иначе он будет свергнут подлыми соратниками и казна будет пуста;
  • руководитель ни в коем случае не должен покушаться на личную жизнь людей и их имущество;
  • на войне все способы допустимы, даже аморальные и коварные, главное защитить родину от любых посягательств.

Философия Макиавелли, которую он обосновал на реалистическом отношении к действительности, послужила для многих политиков руководством к действию, как средневековой, так и последующих эпох.

Абсолютизм

Французский юрист Жан Боден становится одним из первых, кто возрождает теорию абсолютизма (1530—1596). Он отстаивает идею терпимости веры и выступает с предложениями сильной власти короля. Его теория заключается в наследственной монархии, король – источник права и закона, но и сам должен чтить законы. Так же интересна и теория Бодена, которая гласит, что разным народам подойдут разные варианты управления: северным необходима сила в управлении, южным – религия, народам умеренных стран — правление разумом.

В эпоху Возрождения возникает еще одно оригинальное течение в сфере социальной философии — утопизм. Одним из основателей утопического социализма, является Томас Мор. Свои убеждения об идеальном сообществе он описал в работе «Утопия». Главным он считает отсутствие личной собственности, которая разделяет людей, социального неравенства. Т. Мор полагал, что воплотить в жизнь его идеи сможет только образованный правитель.

Т. Кампанелла представляет итальянскую философию природы, но известен стал благодаря своим социальным учениям, описанным им в работе «Город Солнца». Он выдвинул теорию идеального общества, что основывалось на общем труде и общей собственности. Такую политическую программу Т. Кампанелла, оценивал, как вполне реалистичную. Он был убежден, в отличие от Т. Мора, в возможности и необходимости реального принятия объективного общества.

Эпоха Возрождения характеризуется не только повышенным интересом к человеку, а и к проблемам государства, его устройства. Основной проблематикой социально – политической философии является:

  • устройство сообщества;
  • проблемы державы;
  • отношения между государственными институтами, церковью и верующими;
  • ключевые направленности;
  • философия Реформации;
  • идеология социалистов-утопистов;
  • политическая философия.

Философия Реформации

Эта теория ставила целью демократизацию Церкви, реформу католицизма, формирование наиболее справедливых связей между Церковью, Богом и верующими. Предпосылками данному направлению послужили:

  • возникновение и укрепление класса промышленной буржуазии;
  • кризис феодализма;
  • понижение феодальной разобщенности;
  • развитие европейских держав;
  • оторванность церкви от народа, ее моральное разложение;
  • практика выдачи индульгенций;
  • популяризация в Европе идей гуманности;
  • развитие самосознания человека.

Реформация имеет два основных течения. Народное и бюргеро-евангелическое. Основателем бюргеро-евангелической Реформации считают доктора богословии Мартина Лютера (1483 - 1546). Основные его идеи гласили:

  • общение между верующими и Богом должно совершаться напрямую;
  • нужно упрощение религиозных обрядов;
  • церкви необходимо быть демократичной, а люди должны понимать обряды;
  • необходимо уменьшение влияния Папы Римского и духовенства на политику других государств;
  • служение Богу - это не только профессия, которую духовенство монополизировало, но и смысл всего существования верующих;
  • культуру и образование необходимо освободить от гнета католических догм;
  • индульгенции необходимо запретить.

Во главе народного направления Реформации стоял Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священнослужителем, он изначально стал сторонником Лютера, но в 1520 г., спустя три года, разошелся со своим педагогом. В общем, разделяя взгляды Лютера, он выдвигает собственные идеи философии Реформации, значение которых сводилось к следующему:

  • реформировать необходимо не только Церковь, но и общество;
  • задача изменений в обществе - это достижение общей справедливости, «царства Божьего» на земле;
  • причина зла в обществе - классовое разделение, неравенство;
  • все должно быть общим;
  • деятельность человека и его жизнь необходимо полностью подчинять интересам общества.

Философия Реформации послужила идейным обоснованием вооруженной и политической борьбы против католицизма, за реформу Церкви, которая в дальнейшем продолжилась почти во всех государствах Европы. Следствием данной борьбы стало религиозное размежевание в Европе, падение католицизма в ряде стран.

Политическая философия, в отличие от философии Реформации, занималась изучением приемов политической борьбы, проблем управления реально существующей страной, способов влияния на человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :