Русская идея в философии


Русская идея в философии

«Русская идея» в качестве концепта национального сознания стала принципом смыслообразования для большинства русских философов и писателей, которые развивали свое специфическое видение в этом понятии. Во всей истории «русская идея» проявляется не как строгое понятие, а как смыслообраз, символ или метафора, что соответствует национальным поискам смысла народного бытия в мировом контексте.

История понятия «русской идеи»

Как известно, первым, кто стал применять понятие русской идеи, стал Ф.М. Достоевский. В 1861 году он написал «Мы прогнозируем, что характер нашей будущей деятельности должен быть общечеловеческим, что, возможно, русская идея будет основным синтезом всех тех идей, которые с упорством и мужеством развивает Европа в своих отдельных национальностях».

Содержательно концепт «русская идея» вмещает в себе смысловые особенности национального самосознания, а время его формирования необходимо относить к периоду Московского государства, что в духовном плане считается «золотым веком русской святости». Именно тогда в художественной и религиозной жизни, которые переплетаются очень тесно, проявляются особенности нашей духовной культуры, что в дальнейшем стали определяющими в развитии духовной жизни отечественного самосознания.

Определение 1

На обыденном уровне под понятием «русская идея» подразумевается совокупность образов, представлений и чувств, которые связаны и отражают глубокое содержание русского менталитета и роль России в мировой культуре и истории.

«Русская идея» - это проблемы исторического пути развития России, а также своеобразной русской культуры и истории, исторической русской миссии и судьбы, а также специфики решения проблем свободы, демократии и государственности.

Понятие «русская идея» сформировалось еще в XVI столетии, и реализовалась в форме государственного устройства. Воплощением того, что сейчас подразумевается под русской идеей, стала православная монархия. Впервые философ Петр Чаадаев задался вопросом о предназначении народа России, его особом призвании и смысле. Он был убежден в исключительности России, обособленность народа от исторических процессов оценивалась им в негативном ключе. Однако со временем это изменилось убежденностью в исключительности русского государства. Чаадаев считал, что источником счастья для русского народа является религия.

Особенности русского самосознания

К особенностям русского самосознания и «русской идеи» можно отнести:

  1. Мистицизм. Он стал глубинно близким для русского народа. Учения Григория Паламы – исихазм, что возникло в поздневизантийский период, провозглашал идеи мистического единения с бесчувственным миром, умной молитвы, возможности восприятия божественной энергии. Именно эти принципы были исконно русскими исканиями. Немного позже мистическая направленность и мистицизм культуры с ее органическим соединением определили меньшую расчлененность, по сравнению с Европой, нашей духовной жизни.
  2. Историзм. Данное направление возникло в отечественных летописях, которое стало немного позже полноценным религиозно-космической концепцией русской культуры. С историзмом также связана идея национального русского самосознания, что впоследствии получит свое философское обоснование, а именно - идея соборности.
  3. Эстетизм. Данное направление «русской идеи» вывел признание красоты как безусловную ценность. Эстетизм нашел свое применение не в одной художественной сфере страны, но и в отношениях людей к слову, морали и философии.

Отечественный мыслитель Лосев отметил специфику русской философии, а также то, что в ней преобладает:

  • идеи выражаются не в системно-абстрактных понятиях, а в основном в символах, образах и при помощи слов художественной литературы;
  • прослеживается тесная взаимосвязь с действительностью и жизненной реальностью;
  • существует противостояние механическому и бездушному мышлению;
  • проявляется повышенное внимание к духовным проблемам.

Среди мыслителей и философов существует мнение, что наиболее четко и полно специфика «русской идеи «выражена в философии Соловьева в идее всеединства мира.

«Русская идея» В.С. Соловьева

Замечание 1

В своей статье «Русская идея» Соловьев определяет идея национального самосознания не через поиски само устремления человеком, а через божественный произвол, когда национальная идея «это не то, что нация думает о себе во времени, но то, что Господь думает о ней в вечности».

Соловьев выводит определение исторических действий в трех силах:

  • первая – центростремительная, которая подавляет любое разнообразие, она является характерной для Востока;
  • вторая – центробежная, которая дает абсолютную свободу индивидуализму, эгоизму и анархии – она характерна для Запада;
  • третья – интегрирующая, которая дает объединить эти крайности и проявить высшее откровение, когда философ определяет славянство как носителя.

По представлениям Соловьева, именно русский народ обязан заложить основы такой всемирной теократии. Если изучать русскую идею Соловьева, то очевидно, что в условиях глобализации ее предназначение должно проявляться исключительно в ценностном наполнении исторической миссии России.

Такой же концепции, что противопоставляется национализму и чет ограничится с национальной идеей, придерживается и Бердяев в своем понимании русской идеи.

Бердяев и его «русская идея»

Русский национальный характер и «русская идея», по мнению Бердяева, сформировались из двух противоположных начал, каждое из которых создало в характере народа два противоположных качества, что дополняют друг друга. К данным началам можно отнести:

  1. Природная стихия. На характер народа воздействует историческое обстоятельство, как необъятность земельных территорий. Русская душа в соответствии с этим характеризуется стремлением к вольности, широтой, стремлением к языческому слиянию с природой. Но с другой стороны, чтобы удерживать большие территории, необходима максимальная концентрация исполнительной власти государства. В России в результате этого сложилась традиция полностью подчиняться решениям власти, как отдельному человеку, так и структурам. В результате этого русские люди сформировали привычку во всем полагаться на власть. Русский человек убежден, что все сделает государственная власть, начиная от принятия решения и заканчивая ответственностью за последствия. Благодаря этому с русского человека полностью было снято чувство какой-либо ответственности касаемо вопросов государственного характера. Вследствие этого были определены такие стороны, как: слабое осознание личных интересов и прав, равнодушие к политическим идеям и политики в целом, лень и беспечность, а также недостаток самодисциплины и инициативы.
  2. Православие. Православие – это религия христиан «восточного склада», поэтому русский народ по своей натуре является восточным. Исторически в русской душе непрерывно осуществляется противостояние ее восточного склада с западным элементом. Эта противоположность прослеживается в философской мысли русского человека. Восточный склад характера устремляет личность к мечтательности и неторопливости, а также формирует апатию и равнодушие к проблемам сегодняшнего дня и настраивает на связь с потусторонним миром. Западный образ мысли требует от человека максимального волевого напряжения и стимулирования, жесткого самовоспитания, предприимчивости, требовательности от обстоятельств потустороннего мира, а также повышенного внимания к проблемам сегодняшнего дня. Именно все это и определило национальный тип русского народа и основную мысль «русской идеи», что, прежде всего, отличается от западных типов тем, что русский человек абсолютно равнодушен к той истине, что познается рационально.
Замечание 2

Путь к спасению христианских народов пролегает через истинно русский народ и через христианскую Россию. В этом и прослеживается высокая судьба и историческое предназначение русского народа и России в целом.

На сегодняшний день «русская идея» должна стать содержательной и смыслообразующей основой для культурной и цивилизационной идентичности в эпоху глобализма. Изначально русская идея признает такие глобальные положения: о приоритете мирового единства, а также об универсальных ценностях бытия – терпимости, справедливости, свободе, солидарности и братстве.

В этих основах русская идея созвучна с мыслями великих пророков, ученых и философских мыслителей, что определили общее выше любви и других ценностей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :