«Русская идея» в качестве концепта национального сознания стала принципом смыслообразования для большинства русских философов и писателей, которые развивали свое специфическое видение в этом понятии. Во всей истории «русская идея» проявляется не как строгое понятие, а как смыслообраз, символ или метафора, что соответствует национальным поискам смысла народного бытия в мировом контексте.
Как известно, первым, кто стал применять понятие русской идеи, стал Ф.М. Достоевский. В 1861 году он написал «Мы прогнозируем, что характер нашей будущей деятельности должен быть общечеловеческим, что, возможно, русская идея будет основным синтезом всех тех идей, которые с упорством и мужеством развивает Европа в своих отдельных национальностях».
Содержательно концепт «русская идея» вмещает в себе смысловые особенности национального самосознания, а время его формирования необходимо относить к периоду Московского государства, что в духовном плане считается «золотым веком русской святости». Именно тогда в художественной и религиозной жизни, которые переплетаются очень тесно, проявляются особенности нашей духовной культуры, что в дальнейшем стали определяющими в развитии духовной жизни отечественного самосознания.
На обыденном уровне под понятием «русская идея» подразумевается совокупность образов, представлений и чувств, которые связаны и отражают глубокое содержание русского менталитета и роль России в мировой культуре и истории.
«Русская идея» - это проблемы исторического пути развития России, а также своеобразной русской культуры и истории, исторической русской миссии и судьбы, а также специфики решения проблем свободы, демократии и государственности.
Понятие «русская идея» сформировалось еще в XVI столетии, и реализовалась в форме государственного устройства. Воплощением того, что сейчас подразумевается под русской идеей, стала православная монархия. Впервые философ Петр Чаадаев задался вопросом о предназначении народа России, его особом призвании и смысле. Он был убежден в исключительности России, обособленность народа от исторических процессов оценивалась им в негативном ключе. Однако со временем это изменилось убежденностью в исключительности русского государства. Чаадаев считал, что источником счастья для русского народа является религия.
К особенностям русского самосознания и «русской идеи» можно отнести:
Отечественный мыслитель Лосев отметил специфику русской философии, а также то, что в ней преобладает:
Среди мыслителей и философов существует мнение, что наиболее четко и полно специфика «русской идеи «выражена в философии Соловьева в идее всеединства мира.
В своей статье «Русская идея» Соловьев определяет идея национального самосознания не через поиски само устремления человеком, а через божественный произвол, когда национальная идея «это не то, что нация думает о себе во времени, но то, что Господь думает о ней в вечности».
Соловьев выводит определение исторических действий в трех силах:
По представлениям Соловьева, именно русский народ обязан заложить основы такой всемирной теократии. Если изучать русскую идею Соловьева, то очевидно, что в условиях глобализации ее предназначение должно проявляться исключительно в ценностном наполнении исторической миссии России.
Такой же концепции, что противопоставляется национализму и чет ограничится с национальной идеей, придерживается и Бердяев в своем понимании русской идеи.
Русский национальный характер и «русская идея», по мнению Бердяева, сформировались из двух противоположных начал, каждое из которых создало в характере народа два противоположных качества, что дополняют друг друга. К данным началам можно отнести:
Путь к спасению христианских народов пролегает через истинно русский народ и через христианскую Россию. В этом и прослеживается высокая судьба и историческое предназначение русского народа и России в целом.
На сегодняшний день «русская идея» должна стать содержательной и смыслообразующей основой для культурной и цивилизационной идентичности в эпоху глобализма. Изначально русская идея признает такие глобальные положения: о приоритете мирового единства, а также об универсальных ценностях бытия – терпимости, справедливости, свободе, солидарности и братстве.
В этих основах русская идея созвучна с мыслями великих пророков, ученых и философских мыслителей, что определили общее выше любви и других ценностей.