Культуру можно представить как общий итог развития всего человечества с его духовными и материальными достижениями, который выражается в особом способе мышления, способах деятельности, технологиях, продуктов труда, а также специально созданных культуроносных явлениях. Любой культурный объект формируется на основе того или иного философского подхода.
Значение философии как основания для культуры заключается в функциях, которые она выполняет. Их можно разделить на две большие группы:
В рамках гносеологии происходит выработка основных принципов понимания культуры, ее рассмотрения через отношение человека к миру. Философия показывает деятельный характер человека, при этом подчеркивается значение человека как созидателя и творца, несмотря на признание того, что человек может являться мощной разрушительной силой. Именно подчеркивание созидательной способности человека составляет основной принцип производства культуры и ее понимания.
Ряд философов видели в культуре способ утверждения гуманизма, а именно:
Культура заключает в себе опыт человечества, который показывает общий прогресс и движение в сторону очеловечивания. Постоянно открываются новые способы гуманизации, формируются новые способы соответствующего поведения. В процессе своего развития культура кристаллизуется, вырабатывая те основные идеи и ценности, которые становятся основой и направляющей дальнейшего развития человечества. Набор культурных ценностей раскрывается через содержание конкретной культуры, при этом необходимо учитывать сложность общественного прогресса и противоречивость цивилизационного развития. Средством разрешения данных противоречий может выступать диалог и полилог.
С точки зрения социальной функции философия показывает специфику человеческого развития и протекания социальных процессв, помогая вывести смысл происходящего, оценить и классифицировать общественные явления. Такая философская оценка социальной действительности приводит к феномену бытийственности, придания им онтологического статуса. Тем самым любое социальное явление выступает на двух уровнях:
Последнее свойство существует как «сущее для людей» или «сущее-для-нас». Оно заключается в возможности познать что-либо, только задействовав свой разум и способности, на основе такого «включения» происходит онтологизация.
Культура является в том числе совокупностью традиций, присущих населению, потому она также может устаревать и превращаться в тормоз развития общества, а не в средство его прогресса. Поэтому культура, как и многие другие социальные явления, также нуждается в модернизации. Модернизировать культуру можно только на основе философских принципов и подходов.
Модернизация заключается в обновлении и преодолении изживших себя стереотипов мышления и поведения в общественной жизни. Старые образцы поведения мыслятся не только, как традиция, н и как освещенная стариной программа, в результате чего у ряда людей при попытке разрушить «вбитую» в них программу возникает острое чувство предубеждения по поводу модернизации.
В осмыслении современной культурной модернизации стоит придерживаться диалектического принципа. Необходимо понять связь традиций и инноваций. С одной стороны, именно культура сохраняет все самое ценное, что было накоплено многочисленными поколениями людей, но нельзя забывать, что на их основе постоянно возникает новое знание, новые идеи, изобретения и т.д. Только понимание единства традиций и инноваций позволяет выработать верную программу по обновлению культуры.
Оценка культуры может происходить только на основании учета определенных философских принципов, выступающих в качестве методологии.
Первый принцип составляет принцип поляризации. Он заключается в выделении в культуре полярных начал, противопоставлении культуры и антикультуры. Понимание культуры как всего, что создано человеком, слишком обобщенное. История человечества знает порождение многих негуманных, а потому в своей сущности акультурных явлений, таких как фашизм, терроризм, преступность и т.д. Анализ культуры заключается в признании единства и позитивных, и негативных черт общества. История дает прекрасные примеры доминирования как культурных, так и антикультурных идей, однако благодаря признанию поляризации культурных явлений можно преодолеть односторонность некоторых подходов к культуре, в частности, восторженного оптимизма с его безграничной верой в спасение через культуру, или, напротив, безнадежный пессимизм и отсутствие веры в самого человека.
Принцип мерности связан с осознанием границ, допущении определенной меры, а конкретной мерой служит сам человек и «мера человеческого рода». То, что подходит человеку и отвечает его целям, признается как хорошее и способствует его развитию и признается как позитивное. То, что не стало мерой, признано как негативное, ведущее к деградации человека, выступает в своей сущности как антиценности. Наиболее образно и в то же время полно данный принцип озвучил Протагор: «Человек есть мера всех вещей».
Принцип поляризации дополняется принципом функциональности. Согласно данному принципу, для познания сущности любого явления, мало соотнести его с мерой, признать культурным или акультурным, необходимо в его оценке исходить из функциональности. Особенно ценно это замечание относительно многочисленных технических средств. Так, нельзя интернет или телевизор отнести к позитивным или негативным социальным и культурным явлениям. В первую очередь, это средства, при помощи которых можно демонстрировать как культурные позитивные объекты (фильмы, передачи, видео, тексты и т.д.), так и развращающие и способствующие деградации личности.