Философия науки оформилась в 19 веке. Поэтому её основные представители – это философы 19–20 веков.
Огюст Конт считается основоположником философии науки. Его заслуга состоит в том, что он высказал мысль об отличии метафизики от науки. Помимо этого, Огюст Конт полагал, что у познания есть всего один источник, и этот источник есть опыт.
О.Конт дал формулировку законам трёх этапов развития общества. Эти этапы суть следующие:
Другая заслуга О.Конта заключается в том, что он выделил в качестве самостоятельных дисциплин астрономию, физику, химию и биологию.
Английский философ Бертран Рассел (годы жизни: с 1872 по 1970 годы) ушёл в своих размышлениях от понятия смысла, признав существование исключительно за значениями. Б.Рассел рассматривал слова в качестве названий универсалий.
Однако такие взгляды привели Б.Рассела к проблеме смысла терминов, обозначающих несуществующие вещи. Для того, чтобы решить проблему смысла терминов, обозначающих несуществующие вещи, Б.Рассел допустил, что именное обозначение несуществующей вещи и суждения о ней не бессмысленны, а ложны. Проделанный Б.Расселом анализ привёл его к выводу о том, что любое суждение всегда имеет в себе предположение о бытии той или иной вещи.
Ещё одна заслуга Б.Рассела состоит в формулировке трёх типов бессмыслицы:
Английский философ Карл Поппер (годы жизни: с 1902 по 1994 годы) предложил, что взамен процесса верификации, занимавшей ключевое положение в мышлении философов науки 19 века, ввёл процесс так называемой фальсификации.
Суть принципа фальсификации: каждое научное познание имеет исключительно теоретический характер и имеет склонность к ошибкам. Увеличение количества научного познания реализуется путём выдвижения и отрицания научных предположений.
Помимо принципа фальсификации К.Поппер является автором идеи трех миров: мира предметов, мира личностного опыта и мира реального знания.
Заслуга Томаса Куна состоит в том, что он выдвинул идею скачкообразного развития науки, а также ввёл в философию науки такие термины:
Т.Кун полагает, что эволюция научного знания является процессом смены двух стадий — стадии «обычной науки» и стадии «научной революции». При этом научные революции намного более редко встречаются в истории научного знания.
Социальная и психологическая суть идей Т.Куна ограничивается его пониманием того, что такое научное сообщество, члены которого имеют общую парадигму, близость к которой определяется местом данного научного сообщества в имеющей место быть организации науки, а также принципами, реализованными во время обучения конкретного учёного. Также свою роль играют симпатии и вкусы. Вот что, по мысли Т.Куна, есть основа научного общества.
В центре идей Т.Куна стоит понятие парадигмы, или множества наиболее широких идей и установок в научном познании, признаваемых конкретным научным объединением. У парадигмы есть две отличительных черты: во-первых, парадигма должна быть принята научным объединением в качестве базиса для последующей работы; во-вторых, парадигма имеет в своём составе переменные вопросы, тем самым открывая широту для новых исследователей.
Т.Кун утверждает: парадигма — это первооснова любого научного познания, потому что парадигма реализует возможность отбора фактов и их толкования. Парадигма содержит в своём составе четыре вида принципиально значимых составляющих.
Первая составляющая – терминологический аппарат, который применяется участниками научного объединения без каких бы то ни было споров. Причём эти термины могут иметь логически выверенную форму. Вторая составляющая – «сверхфизические компоненты парадигм. Третья составляющая – ценностные ориентировки. Четвёртая составляющая – общепринятые образцы.
Все перечисленные составляющие парадигмы осознаются членами научного объединения в процессе их обучения, роль которого в становлении научного объединения всегда особо выделялась Т.Куном. Во время «обычной науки» исследователи сталкиваются с аккумулированием фактов, которые Т.Кун подразделяет на три типа:
Тем не менее, научная активность в общем этим не ограничивается. Эволюция «обычной науки» в границах установленной парадигмы продолжается до тех пор, пока имеющая место быть парадигма не теряет способность решать научные проблемы. На одном из этапов эволюции «обычной науки» всегда возникает несоответствие наблюдений и предварительных идей парадигмы. Когда таких несоответствующих наблюдениям идей парадигмы скапливается очень много, останавливается обычное течение научного познания и наступает ситуация кризиса, которая находит свой выход в научной революции, ведущей к смене парадигмы.
Пол Фейерабенд (годы жизни: с 1924 по 1994 годы) высказал такие мысли: принцип «всё дозволено» подразумевает под собой, что научное познание социально предопределено, а мерило логичности, истинности и объективности относительно. Таким образом, говорит П.Фейерабент, влияние научной методологии значительно преувеличено. Под этим имеется в виду то, что очень часто ученые действуют иррационально. А из этого следует, что любой способ исследования может привести к поставленной цели.