Философия и наука наших дней (21 век) развиваются в ситуации усиливающегося кризиса техногенной культуры, осложнённой важными всеохватывающими тенденциями перемены научной картины окружающего мира, видов научной логической рациональности, а также системам ценностей, на которые опираются в своих исследованиях ученые.
Современное общество и созданная им научная картина мира во многом находятся тупике из-за недооценки значения социально-гуманитарного познания и влияния на него человека. Индустриальное общество (которое сейчас многие называют уже постиндустриальным, или информационным) переживает процесс перерождения, но уже в настоящее время ясно, что определяющую роль в его становлении сыграет научное познание.
Философия науки является многосторонним взглядом на суть научного познания, эволюция которого сотворила нашу современную культуру и оказало большое влияние на становление современной цивилизации. Научный мир характеризуется тем, что он постоянно уточняет свои знания, а также тем, что в нём действуют уже ранее обнаруженные законы развития природы, общества и человека.
История науки начинается в глубинах философского познания. История науки прямым образом соединена с историей эволюции философии. Философия является первоначалом всех существующих в нашем мире наук.
В этой связи отметим, что философия науки есть не просто сопровождение научного познания мира, а прежде всего способ, дающий науке возможность осмыслить саму себя. Таким образом, философия науки является саморефлексией научного знания.
Каждой наука обладает своей философией. Её главная задача правильно понимать свою роли в жизни общества.
Актуальная проблема для сегодняшнего мира – это проблема абсолютной науки. Её смысл состоит в том, что в современном обществе наука господствует во всех областях человеческой активности.
Приписывание абсолютных черт научному знанию ведёт к принижению роли любых иных способов познания мира. В результате возникает так называемое «научное всесторонне господство», позволяющее вести борьбу со всеми другими (отличными от науки) способами окружающей реальности.
В современном мире отказ от философии науки может грозить большими мировоззренческими сотрясениями. Этот отказ уже подвел западноевропейскую культуру на ступень нравственной катастрофы.
Призывы отказаться от философии науки произносились и в истории России. Впервые это советовали сделать коммунисты в начале 20 века, а сейчас мы слышим подобные призывы в лозунгах технократов. Пожалуй, правильно будет утверждать так: научное познание должно отвергнуть подобные крайние мнения и строить продуктивный диалог с философским знанием, равно как и с религиозным знанием. Если так произойдёт, то наш мир, очевидно, от этого лишь только выиграет и станет еще более совершенным.
Науке стоит (и она это может) защититься от себя самой. Философии же подобная защита не нужна, так как она никогда не стремилась выступать против науки. Подобные мысли, возникающие в недрах научного познания, могут свидетельствовать лишь о том, что наука (в лице своих представителей – учёных) испытывает трудности с определением своего места и роли в современном мире.
История становления философии науки наглядно демонстрирует тот факт, что есть реальная возможность найти общие точки соприкосновения между научным и философским познаниями мира.
Однако ключевой вопрос можно сформулировать таким способом: что конкретно наука и философия знают о каждой и насколько их взаимное представление друг о друге соответствует действительному порядку вещей?
Никто в современном не дискутирует по поводу того, что наука есть основная доминанта и основное течение современного миропонимания. Никто также не отрицает большое значение религиозного и философского форм познания мира в становлении современного общества. Тем не менее, исследователям нужно всегда держать в уме тот факт, что о всегда есть риски мифологизации научного знания, которые возникли ещё в 18 веке, с работ философов-просветителей, которые возлагали на науку слишком грандиозные надежды.
Место и роль философии науки воспринимается в современном обществе далеко не однозначно:
Очевидно, что философия науки являет собой тот вид философского миропонимания, который в высшей степени соединим с научными гипотезами и сам базируется на них.
Имеющая место быть в наши дни литература по этому вопросу оттеняет отдельные аспекты философии науки, предлагая широкую картину истории становления определённых теорий и научных разделов. Однако, многие вещи всё еще находятся за границами научно-философского познания. Эволюция научного познания явно обгоняет тенденции его развития. Наукознание в своей эволюции заметно отстает от тенденций развития предмета изучения.
И тем не менее, нужно отличать философию науки, как определённое научное направление от философии науки, как отдельного учебного предмета В первом варианте речь идет об основополагающем векторе развитии философии науки, а во втором варианте речь идёт о проблемах преподавания такой учебной дисциплины как философия истории.