Под наукой понимается область проявления человеческой активности, служащей выработке и абстрагированной систематизация реальных знаний об окружающей человека действительности. Важно отметить, что под наукой принято понимать не только человеческую активность, выражающуюся в стремлении получить новые знания или открыть новые факты, но также и итог этой активности.
Считается, что научная цель заключается в объяснении, описании и предвидении событий и явлений реального мира, образующих предмет научного исследования на базе открываемых научных закономерностей. Отсюда становится ясным, что наука, прежде всего, стремится к рационально- теоретическому и в наибольшей степени абстрагированному знанию об окружающей человека действительности.
Обозначенные выше тезисы относительно науки вполне применимы и в отношении философского познания. В чём же состоит научности философского познания?
Связь философии с наукой, в первую очередь, проявляется в том, что,как и в науке, в философии можно обозначит предмет исследования. Для философии этим предметом исследования является человек и окружающий его объективный мир. Относительно своего предмета философия действует анализом понятийного аппарата, что, вне всякого сомнения, сводит философию к научной форме познания мира. Даже философия, не основанная на разуме и логике, формируется с помощью средств логического мышления. Для философского анализа необходимы широкие понятия (по научному они называются категориями). Эти философские категории заключают в себе научный смысл.
Точно так же, как и научное познание, философское знание приводит к объективному (т.е. в максимальной степень приближенному к объекту познания) знанию.
Главным упрёком против равенства философского знания объекту его исследования принято считать то, что философия изучает объективную реальность и человека не вне самого человека, а посредством самого человека (ведь все философы люди, а объект философского познания – тоже человек). Таким образом, налицо факт совпадения в исследовании объекта с субъектом.
Правда, давайте всё-таки также заметим, что оборудования, необходимое для научного изучения окружающего мира тоже управляется человеком и – более того – это оборудование создано человеком. Таким образом, и в научном познании происходит воздействие человека на объект исследования.
Тем не менее, увеличение размахов деятельности человека не противостоит реального, максимально полному знанию об окружающем мире. Подобные рассуждения наводят на мысль о том, что нужно трактовать принцип объективности боле широко. В этом случае в философском знании появится конкретный объект исследования, а также конкретная терминологическая структура. При таких обстоятельствах мы сможем считать философию наукой в полном смысле этого слова.
Как и наука, философия представляет собой исследовательское творчество.
Философия имеет в своей структуре логику.
Под философией науки подразумевается раздел философского знания, предполагающий изучение науки как области человеческой активности в единстве многообразных черт:
Под предметом философии науки понимаются всеобщие тенденции научного знания как отдельной человеческой активности по созданию научных знаний, понимаемых в их конкретно-историческом развитии и существующих в исторически изменчивом контексте.
Задачи философии науки состоят в следующем:
Философия науки представлена разнообразными идеями, допускающими различные образцы развития науки и гносеологии. Философия науки сконцентрирована на определении роли и значения науки и атрибутов познавательной и теоретико-абстрактной деятельности.
Будучи философской наукой философия науки вместе с другими разделами философии изучает многообразные формы проявления мышления к сущему.
Философия науки как учебный предмет появилась в 20 веке в качестве одной их форм потребности переосмыслить назначение научного познания мира в условиях научно-технической революции. Философия науки как учебный предмет находится под влиянием мировоззренческих идей и теоретических наработок философии науки как актуального течения философской мысли.
В трактовке центрального вопроса философии науки наличествует ряд разночтений. К таким разночтениям, в частности, относятся позиции философов Ф.Франка и Карла Поппера.
С точки зрения Ф. Франка, центральным вопросом философии науки является вопрос о переходе от суждений здравого смысла к обще-научным принципам познания.
С точки зрения Карла Поппера, центральным вопросом философии науки является вопрос о том, как можно оценить споры между собой различных научных теорий?
Стоит заметить, что относительно широкий круг вопросов философии науки можно определить так:
К основным вопросам философии науки относят следующие вопросы:
Философское миропонимание играет большую роль в развитии научного познания объективного мира. Принято считать, что философия науки является своеобразным «мостом» между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Кроме того, существует точка зрения, что философия науки есть, по сути своей, методология науки.