Эмпиризм в переводе с греческого обозначает «опыт», который получает человек посредством чувственного познания действительности — через ощущение, восприятие и представление. Вопросы, связанные с эмпирическим познанием возникают в теории познания.
Согласно эмпиризму, или эмпирицизму, истинное знание находится в опыте, то есть либо в описании или в прямом сведении к опыту. Таким образом, в познании решающим фактором являются органы чувств. Предмет познания выступает как активный компонент, а человек — как субъект познания — пассивен, он занимается лишь созерцанием.
Как гносеологическая концепция эмпиризм формируется в трудах Френсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Дэвида Юма и др. в XVII-XVIII веке. Для этого направления характерна абсолютизация опыта и снижение роли другой познавательной способности - разума. Разум не позволяет человеку получить новое знание, он лишь сочетает и организует полученный опытным путем материал.
В истории философии эмпиризм разделился на следующие виды:
Разный подход в понимании сути опыта привел к существованию двух основных форм эмпиризма.
Имманентный эмпиризм — в основе познания лежат единичные ощущения и представления. Так Давид Юм выражал сомнение в возможности существования действительности вне сознания человека.
В познавательной деятельности он противопоставляет идеи как слабые и бледные психические переживания, и впечатления как более сильные и яркие переживания. Границы между ними размыты, как, например, в состоянии безумия или сновидениях.
Другой сторонник имманентного эмпиризма, Милль, также считал, что мир познается через единичные психические переживания. Познание согласно философу основано на ассоциации всех единичных психических переживаний. Однако он допускал существование вне сознания человека некоторого бытия.
Трансцендентный эмпиризм — миром опыта является материя, которая находится в постоянном движении в пространстве и вступает в различные взаимодействия с частицами материи. Все знания являются результатом взаимодействия организма с окружающей материальной средой.
Джон Локк в своем труде «Опыт о человеческом разуме» оказал большое влияние на становление материалистического эмпиризма. Главным препятствием на пути к истинному знания Джон Локк видел теорию о врожденных идеях, разработанную Платоном. Душа человека, которая ранее существовала в мире идей и вобрала в себя знания, по Платону, передает их человеку в этой жизни путем припоминания. Отказываясь от теории Платона, Джон Локк признает идеи о материалистическом происхождении души и разума человека. По природе человек атеист, ему чужды идеи Бога, а также существование нравственных законов не могло быть послано ему сверхъестественными силами.
Локк считал, что существует два вида опыта:
Томас Гоббс придерживался последовательного эмпиризма. По Гоббсу, логика перерабатывает информацию, которую человек получил опытным путем.
Движения за счет органов чувств порождают в человеческом сознании впечатления, а эти впечатления, в свою очередь, порождают движения в сознании человека. Мысли - это происходящие движения внутри человека. Таким образом мысли у Гоббса это такие же телесные субстанции, как и вещи в материальном мире. В них не содержится ничего идеального.
В философии Давида Юма постулируются два вида познания:
То, чего невозможно познать через опыт, невозможно понять в принципе. В эмпирицизме отвергаются идеи о рациональной интуиции. В логике и математике знание человек получает не через опыт, а через анализ понятий и дедукцию, но эти два вида знания, с точки зрения философии эмпиризма, не являются существенными и не могут дать значимые результаты в вопросах познания бытия.
Противостоит эмпиризму другое течение — рационализм, согласно которому человек может познать реальность при помощи одних понятий. Согласно рационализму, занимаясь изучением таких понятий как свобода, добродетели, Бог, человек способен получить истинное знание о реальном мире. Рационалисты разделяют идею о врожденных идеях, которые человек может получить посредством рациональной интуиции.
Эмпирицист — это ученый, который придерживается идеям эмпиризма, как гносеологической позиции. Не каждого ученого, который занимается эмпирическими исследованиями, можно отнести к эмпирицистам.
Эмпиризм возник как реакция на труды рационалистов. Главный аргумент против рационализма сторонников эмпирического познания заключается в том, что посредством рациональной интуиции философы-рационалисты приходят к различным точкам зрения. В конечном итоге подчеркивается, что интуитивно-рациональное знание не может носить статус истинного. В свою очередь рационалисты считали, что сам тезис эмпиризма не выдерживает критики.
Для рационалистов ясность содержится в самоочевидных вещах. Так декартовский метод основан на расчленении проблемы на небольшие представления и анализ этих элементов с точки зрения самоочевидности. Если идея является ясной и различимой, следовательно, она самоочевидна и истинна.
Ясность для эмпирицистов заключается в эмпирической проверяемости. И, напротив, то, что считается самоочевидным у эмпирицистов вызывает недоверие.