В 19 веке большинство стран Европы переходят к машинному способу производства. В политической сфере жизни общества также произошли существенные изменения:
Всё это привело к:
Наука начинает активно применяться в производстве и в быту. Происходит рождение нового социального класса: наемные фабрично-заводские рабочие.
В культурном плане 19 век отмечен невиданным ранее переворотом в духовной жизни широких слоёв населения вследствие распространения печатных изданий. Это привело к снижению роль церкви и широкому распространению нерелигиозного знания.
В философии 19 века было три основных направления: сциентизм, антропологизм и религиозно-философское направление.
Сциентизм, или по-другому «наукоцентризм», возник в результате значительных научных достижений 19 века. Любопытно, что это философское течение отрицало саму необходимость в философском знании. Так, французский философ Огюст Конт утверждал: «Эпоха философии миновала и наука в ней не нуждается, так как способна самостоятельно решать все проблемы». О.Конт противопоставлял философию науке как полезное и достоверное знание в противовес смутному и разрушительному.
Наука 19 века показала зависимость результатов опытов от приборов и органов чувств человека. В связи с этим философы поставили вопрос о природе познания, о характере и истоках опыта и об отношениях субъекта и объекта. Одним из вариантов исследований в рамках этих проблем стала аналогическая философия с её целью исключить из естественного языка все недоразумения и двусмысленности.
Вторым направлением философии 19 бека был антропологизм. У его истоков стоит фигура датского философа Сёрена Кьеркегора. Главной проблемой этого философского направления стала проблемы человека, свободы и предопределения.
Философы антропологического направления выступили одновременно и против рационалистической философии эпохи 17-18 веков, и против сциентизма современных им мыслителей. Антропологическое направление дало начало развитию психоаналитической философии с её интересом к психике и мотивам поведения человека.
Третье направление философии 19 века – религиозное направление. Его основная идея такова: существуют два источника знания – вера и разум. И вера, и разум неразрывно связаны друг с другом. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. Однако доминировать должна, с точки зрения религиозных философов, всё-таки вера, а не разум. Разум подчиняется вере, но разум также должен охранять веру, защищая её с помощью логических аргументов от атеизма.
В философии 19 века шла борьба между идеализмом и материализмом. В её центре – проблема соотношения материального и духовного. Такие великие немецкие философы как Георг Фридрих Гегель, Фридрих Шеллинг, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс пытались разрешить эту проблему.
Философы-идеалисты считали, что первична идея, а материя вторична. Геогр Гегель видел причинность всех событий мира в саморазвёртывании Великой Идеи, которая, по своей сути, тождественна религиозной идеи Бога. В противовес Г.Гегелю философ К.Маркс считал, что первична материя, а не идея. Он считал, что именно всё материальное, связанное с производством и насущными проблемами жизни определяет, в конечном счете, наши представления об идеальном. Тот факт, что Г.Гегель выводил все свои философские построения из своей Великой Идеи (а все идеи, как известно, рождаются в голове) позволил К.Марксу заявить: «В философии Гегеля было почти всё правильно, за исключением того, что у него всё стояло на голове, – я же поставил философию с головы на ноги».
Наиболее влиятельной философией 19 века был марксизм. Его популярность обусловлена тем, что наёмные рабочие (основная масса населения стран Запада в 19 веке) чувствовали себя очень некомфортно: плохие условия труда, низкие зарплаты, отсутствие социального страхования, правовая незащищённость. Основатели марксизма – К.Маркс и Ф.Энгельс.
Для марксизма было характерно неприятие существующего общественного устройства. В основе всех философских построений – социальная жизнь человека.
Марксизм пытался объяснить мир из самого себя (без опоры на Бога). К.Маркс считал, что природа не зависит от человека и находится в постоянном развитии, изменении, движении. Философия марксизма трактует человека не как индивида, а как «совокупность общественных отношений». Поэтому марксизм является, прежде всего, философией общества. А в обществе, в свою очередь, движущей силой является «материальное производство». Производство накладывает определённый отпечаток на историю общества.
Широкую известность получила теория исторического развития общества, представленная в виде постепенной смены социально-экономических формаций. Всего формаций выделялось четыре: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая. Все формации заключают в себе противоречия, неразрешимые в рамках одной формации и требующие для своего разрешения перехода на более высокий уровень общественного развития. Смена формаций происходит в результате общественных революций, приводящих к власти новый общественный класс. Так, например, класс феодалов (крупных землевладельцев) сменяется классом буржуазии (крупных предпринимателей). В перспективе К.Маркс видел приход к власти класса наёмных рабочих (пролетариат). Это должно было свершиться в ходе ещё одной социальной революции. Приход к власти наёмных рабочих должен окончательно освободить человека от отчуждения от продуктов своего труда, а также привести общество к бесклассовой коммунистической формации – такое формации, где больше нет деления людей на классы и нет эксплуатации человека человеком.