Проблемы неклассической философии


Проблемы неклассической философии

Основные темы неклассической философии

К неклассической философии относятся философские течения, зародившиеся с середины XIX века и до наших дней. Свое название они получили в результате того, что подвергли критике основные постулаты классической немецкой философии. Эта критика носит разный характер - от полного отрицания идей предшествовавшей эпохи до их переосмысления согласно новым историческим условиям.

Условием развития неклассической философии выступили следующие обстоятельства:

  • быстрый научно-технический прогресс и вызванный им рост экономики;
  • растущая урбанизация;
  • бурное развитие науки, открытия в самых различных областях - от физики до психологии.

К эпохе неклассической философии относились самые разные философы самых различных направлений. К ним относится:

  • марксистская философия, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом,
  • позитивизм О. Конта, Дж. Милля, Г. Спенсера,
  • иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше,
  • идеи психологов, таких как З. Фрейд,
  • философия экзистенциализма А. Камю и Ж. Сартра,
  • другие направления.

Целая плеяда философов XIX века была воспитана на идеях Гегеля. Новый этап философии был связан с критикой Гегеля и «разложением гегелевской школы». Главным образом Гегеля критиковали за игнорирование человеческой личности, за видение в человеке только «разумного» и «божественного». Поэтому неклассическая философия вновь обратилась к проблемам человека, к настоящей жизни, а не к рассмотрению человека в контексте проблем вечности.

Это приводило к еще одной теме - рассмотрению неразумного, стихийного, бессознательного в мире и самом человеке. У разных философов объектом для размышления выступают разные сущности - борьба классов у Маркса, страсть и вера у Кьеркегора, чувство и любовь у Фейербаха.

Философы начинают видеть бытие человека в связи с проблемой свободы и воли. Свобода рассматривается как существование выбора, возможность его совершать, причем как согласно голосу разума, так и вопреки ему.

Как основоположник антропологического материализма в философию пришел Фейербах, который считал дух порождением природы. Он отрицал существование «высших сил» и писал о существовании только природы и человека, а все остальное - лишь отражение их сущности. Соответственно, в качестве нового двигателя истории и развития человечества выступают не абстрактные силы, дух (Бог), а сам человек. Поэтому меняется взгляд и на познаваемость мира, теперь в качестве высшей формы знания выступает научное знание, которое обладает способностью к непрерывному расширению.

Замечание 1

Под пересмотр были поставлены проблемы этики. Ницше подверг критике господствовавшие западные культурные ценности, обличая их лицемерие и ложь, рисуя возможную и, с его точки зрения абсолютно естественную, перспективу развития человечества, где его ничто не будет сдерживать.

Проблемы человека в неклассической философии

В неклассической философии человек становится центром представлений философов в самых разных сферах - науке, культуре, искусстве, природе, этике и т.д. Фейербах выступил с идеей, что все имеет смысл тогда, когда в качестве мерила выступает человек. В центр всей методологии был поставлен человек. В нем телесное и духовное органично слито, при этом мышление не существует отдельно, оно выступает его необходимым свойством. Человек существует в этом мире, познает его, а потому не может познавать его «извне», «со стороны», он всегда включен в ту систему отношений, которую он изучает.

Фейербах выступал с критикой христианских представлений о человеке. Так, он считал, что человеку присуще проецировать свои черты вовне, именно поэтому он так стремится к антропоморфизму. Лучшие стороны своей личности они всегда пытались наделить неземным происхождением и придать им статус божественной сущности. Существование контраста между тем, что есть, и тем, как должно быть, только усиливает это стремление. Поэтому не Бог сотворил человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию. Однако теперь религия потеряла возможности для удовлетворения человеческих желаний, на ее место пришла наука, за которой будущее.

Замечание 2

Неклассическая философия подвергла сомнению познаваемость мира, главным образом из-за того, что в мире действуют иррациональные начала, такие как эмоции, фантазия и т.д. В результате чего в качестве нового предмета рефлексии появляется интуиция, внетеоретические знания и т.д. Изменился сам подход к философии - от размышлений о мире к его пониманию через признание непознаваемости.

Проблема бытия в неклассической философии

Новый подход к бытию развивал Ницше. Он исходил о воле как особом виде энергии и полагал, что все существующее есть форма проявления воли человека к власти и доминированию над другими. Бытие как воля к власти наиболее ярко проявляется в материальном мире, в живой природе. Высшим носителем такой воли выступает человек, именно ему человек обязан выживаем в ходе природной эволюции. В мире выживает сильнейший, у которого в большей степени развит данный инстинкт. Все, что мешает идти человеку к власти, в том числе понятия добра и зла, человек отметает. Только выйдя за искусственные границы, он способен проявить свою мощь и силу. Так может быть создан «сверхчеловек», тот, который стоит над стадом, кому чужды лицемерие толпы и ее желания. Ему присуще стремление расти, к власти, к совершенствованию, в том числе и над собой. Все это возможно только благодаря действию воли, поэтому невозможно просто родиться человеком, им необходимо стать.

Напротив, на повороте к проблемам «маленького человека» настаивал Кьеркегор. Он говорил о необходимости возврата к рефлексии относительно не сущности, а существования, что означало осознание смысла жизни, поиск истины, осознание собственного «Я». В своих размышлениях он пришел к выделению двух форм существования: подлинного и неподлинного. Неподлинное существование означает жить, как все, плыть по течению, не акцентируя внимание на уникальности собственной личности. Подлинное существование возможно тогда, когда человек вышел из-под влияния общества, делает себя сам с помощью осознанного выбора.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :