Проблемы древнегреческой философии


Проблемы древнегреческой философии

Основные темы греческой философии

Античность оставила богатое наследие в виде литературного материала, который изучают уже многие поколения ученых, но до последней точки в их исследованиях еще далеко.

Древнегреческая философия распадается на многие школы и направления, однако несмотря на это, им всем присущи некоторые схожие черты, общность взглядов на понимание мира, в результате чего складывается целостная картина мира.

Замечание 1

На первый план в философских исканиях древнегреческих философов выходили такие проблемы, как выявление специфики природы, проблемы Космоса и бытия, первооснова мира, отношения человека и природы. Античности свойственно стремление к достижению гармонии человека с миром. Во многом философия античности легла в основу будущей европейской культуры.

В древнегреческой философии выделяют ряд периодов, показывающих ее развитие:

  • «досократический» период (VII - V вв. до н.э.). Это время формирования милетской школы философов (Фалес), время Гераклита, а также элейской школы философов (Ксенофан, Парменид), а также творчество Демокрита. В этот период большое влияние имела мифология. В качестве основных проблем фигурировали темы природы, Космоса, первоначала.
  • «сократический» период или классический (сер. V - IV в. до н.э.). Именно к этому периоду относится философия Сократа, Платона, Аристотеля, а также деятельность софистов. В это время много внимания уделялось выявлению сущности человека, развитию общества и появлению государства.
  • эллинистический период (конец IV - II вв. до н.э.). Время распространения философии киников, стоиков, скептиков. Философы ищут истоки мудрости, состояние спокойствия духа, философия мыслится как средство преодоления человеческого ничтожества. На первый план выходят вопросы, связанные с развитием общества, ставится проблематика социального идеала.

Проблема бытия в древнегреческой философии

Еще во времена «досократического» периода греческой философии мыслители искали новые основания единства мира. В качестве такого основания они видели Космос. Привычная мифологическая картина мира перестала их удовлетворять, поэтому появились новые идеи, объясняющие мировое устройство. Так, Анаксимен и Анаксимандр, относящиеся к милетской школе, считали нужным ввести взамен олимпийских богов стихии и светила, которые являются с их точки зрения основаниями мира, тем самым будучи по сути самим воплощением божества.

Фалес рассматривал в качестве главного основания всего сущего в мире воду, отрицая связь с традицией и родом, говоря, что вода не может быть «чей-то», она общая, рассматривать ее необходимо в таком же общем ключе. Вода - начало начал, нечто бесформенное, первооснова мира.

Замечание 2

Таким образом, представители древнегреческой философии считали, что в основе вещей лежат природные стихии, такие как вода, воздух, огонь, земля, а также введенные ими понятия первоначала, например, «апейрон» Анаксимандра.

Однако многие их идеи о роли стихий стоит воспринимать в символическом значении, в частности, Гераклит, говоря об огне как первооснове мира, прежде всего подразумевал его изменчивость, способность к развитию.

Вслед за Пифагором многие философы первоначало видели в числах. В пифагорейской традиции цифры обладали идеальным бытием. С точки зрения Пифагора мир представлял собой живое шаровидное тело, которое из окружающей его пустоты создает и обособляет вещи.

Демокрит ввел понятие атома, которое являлось противопоставлением пустоте. Именно атомы и пустота составляли первооснову мира. Они объективны, обладают определенными физическими характеристиками, они вечны и неизменны. Все свойства природы можно объяснить свойствами самих атомов. Таким образом, в античной философии начинаются поиски материальной первоосновы бытия.

Человек в древнегреческой философии

Акцент с поиска сущности бытия на человека стал смещаться во времена софистов. Представления различных древнегреческих философов на человека заключались в следующем:

  • Демокрит рассматривал человека как микрокосм, который подобен макрокосму, т.е. вселенной. Познавая человека, мы приближаемся к познанию всей вселенной в целом.
  • Протагор считал, что «человек есть мера всех вещей». Из этого проистекает то, что любой процесс познания проистекает через человека, потому оно субъективно и любой предмет познается только через соотнесение с ним.
  • Платон указывал, что человек обладает вечной и бессмертной душой. Он сформулировал первое определение человека, указав на внешние отличия его от животного. Однако Платон уже указывал на такие существенные характеристики человека, как способность к обучению и мышление (рассуждения).
  • Аристотель полагал, что человек - «политическое животное», т.е. существо социальное, в чем с ним согласны и современные ученые.

Тем самым, в античной философии человек предстает как существо мыслящее, способное к развитию, стремящееся к расширению своих знаний, именно этим он отличается от животного. В зависимости от разных направлений философы дополняли понимание сущности человека различными качествами, например, добродетели у Сократа (умеренность, храбрость, справедливость), Демокрит - способность к речи и взаимопомощи.

Сократ в качестве смысла человеческого бытия поставил цель самопознания. Его воззрение на человека было одновременно ироническим и трагическим, что выражается в вечном сомнении в своем знании, а также в желании человека достичь невообразимых высот мудрости, которые для него недоступны. Для него истинным философом является тот, кто осознает глубину своего незнания. С Сократа начинается «этический антропологизм» в древнегреческой философии, что означало поворот к этическим вопросам в философии, а также в мышлении. На первое место в общественной жизни стали преподносится проблемы жизни полиса, добродетельном поведении его граждан, формирование общественных идеалов.

Различные философские направления по-разному оценивали смысл жизни человека и его призвание. Так, Аристотель видел счастье в жизни, «подчиненной уму», гедонисты считали, что чувственное наслаждение является высшим благом, в противовес им киники презирали богатство и наслаждения, на первый план выдвигая добродетель. Однако многие данные идеи были не столько чистой философией, сколько отражением состояния общества, его переход от общности и коллективизма полиса к индивидуализации и субъективности каждого отдельного гражданина.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :