Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии.
Диалектика представляет собой одновременно и теорию перманентного развития бытия, и непосредственный метод его познания.
В рамках философского знания диалектика противопоставляет себя метафизике, которая ставит своей целью выявление всеобщих, универсальных и конечных детерминант существования бытия, лежащих за его пределами, что обуславливает статичность метафизической картины мира, в силу неизменности его истоков.
Диалектика представляет собой альтернативный вариант непрерывного движения и развития мира, через единство и борьбу противоположностей, заключенных в суть любого предмета или явления.
Оба учения впервые сформировались в Древней Греции, как альтернатива религиозному мировоззрению и критическое переосмысление идеи божественности. В дальнейшем их развитие шло неравномерно, в соответствии с потребностями и возможностями общества. В настоящее время можно выделить следующие этапы развития диалектики:
Античный этап развития диалектической мысли, принято называть стихийным. Древнегреческие философы в большей степени опирались на диалектику, как на метод рассуждений и поиска истины, доказательства истинности или ложности собственных утверждений, чем как на самостоятельную науку. Теоретические познания диалектики этого периода представлены эмпирическими концепциями, апеллирующими к заменителям божественных сил – стихиям.
Окончание античной эпохи и наступление средневековья, ознаменовалось приматом религиозного вероучения над научным знанием, в следствии чего диалектика с ее критическим, противоречивым характером была не востребована и даже опасна для мыслителей того времени, строивших метафизические концепции божественного первоначала мира. Возврат и дальнейшее развитие диалектического знания происходило лишь в Новое время.
Наиболее полная и структурированная концепция диалектики была сформулирована Гегелем, взявшим за основу идеалистическое понимание мира. Именно Гегель изложил основные принципы и законы классической диалектики, однако он применял их лишь относительно духовной, идейной сферы человеческого бытия не распространяя на материальный мир.
Данное ограничение было преодолено в рамках диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Распространению диалектических законов на материю предшествовало свершение целого ряда знаменательных открытий в областях естественных наук, которые требовали качественно нового философского подхода к осмыслению существования и развития мира. В рамках диалектического материализма, учение Гегеля приобрело конкретные формы и стало той философско-методологической базой, на которой строится современное научное знание и картина мира. Вместе с тем, несмотря на материалистический акцент, диалектика не утратила своего значения и для идеалистических, гуманитарных проблем, как психологии, так и общественных отношений.
Идеалистическая и материалистическая диалектики образуют собой классический этап ее развития, современные учения получили название неклассической диалектики. Они не представляют собой единой стройной системы и скорее являются частными случаями реализации диалектических принципов для решения конкретных, новых, не рассмотренных в классической диалектики задач.
В классической диалектике были сформулированы основные законы, отвечающие на вопросы об источнике, механизмах и направленности развития. Это три закона:
Закон диалектической противоречивости или единства и борьбы противоположностей раскрывает сущности источника развития. Предполагается, что в любом объекте и явлении заложены противоположные стороны, между которыми возникает противоречие, возрастание напряженности которого толкает объект на путь его разрешения, что неизбежно ведет к его преобразованию на новом основании. Вместе с тем противоположности не только исключают существования друг друга, но и взаимообуславливают, т.е. не способны существовать без пары, в следствии чего источник развития, т.е. противоречие возникает вновь и вновь, после каждого преобразования.
Закон взаимного перехода количества в качество описывает механизм осуществления развития. Он предполагает, что накопление количественных изменений подготавливает качественное преобразование объекта, которое в свою очередь создает возможность для нового количественного роста. Качественное преобразование происходит через кризис или скачок, период, когда дальнейший количественный рост в пределах прежней модели невозможен.
Закон отрицания отрицания, в свою очередь раскрывает направленность развития, через представление о преемственности. Каждая новая форма объекта, образовавшаяся в результате разрешения противоречия, начинает свое существование не с нуля, а с учетом предыдущих форм бытия. Таким образом развитие объектов происходит не линейно, а по спирали, когда прежние этапы и проблематики повторяются вновь, но на новом уровне функционирования.
Категории диалектики отражают ее представления о универсальных связях существующих между различными категориями бытия. Среди них можно выделить категории системности, описывающие структурные связи, и категории детерминированности, описывающие причинно-следственные отношения в бытии.
Система-элемент-структура – ряд системных категорий, описывающих организованность мира, в виде структур, содержащих существенные связи внутри системы, как совокупности взаимосвязанных элементов.
Необходимость-случайность – детерминированные категории диалектики, описывающие характер связей между явлениями мира. Необходимость предполагает связи обусловленные внутренней спецификой объектов, в то время как случайность описывает взаимосвязи, образовавшиеся по несущественным признакам.