Начало попыток построения возможного будущего предпринимались в философии начиная примерно с 60-х гг. XX века. Накопление глобальных проблем человечества и увеличение международной интеграции привело к формированию представления о единстве человечества, а значит и ее проблем. Для решения вопросов будущего было введено два термина:
Целью социального прогнозирования является разработка знания о вероятностном состоянии того или иного объекта или явления в будущем. Для составления наиболее точных расчетов оно стремится охватить как можно больше сфер деятельности человека. Как правило, составляемые прогнозы не выходят за период нескольких лет, однако есть как долгосрочные прогнозы (до 10 лет и свыше), а также краткосрочные от месяца до года. Прогнозы до месяца носят название оперативных.
Научное предвидение представляет собой совокупность предложенных возможных вариантов развития событий, основанных на научной основе, т. е. оно содержит в себе знания о том, чего еще в реальности нет, но потенциально существует в виде знаний и идей, а также возможных парадигм поведения.
Представления о будущем являются областью такого научного раздела, как футурология. Его ввел в 1943 году социолог О. Флехтхейм. Это было весьма своевременно, т.к. в XX веке значительно ускорился тем технического прогресса, выросли темпы экономических, социальных процессов, что вызвало потребность не только в объяснении реальности, но и прогнозировании будущего.
В 60-70-е гг. были разработаны основные модели будущего, т.к. коммунистическая модель устройства будущего значительно исчерпала себя к тому времени. Так, Дж. Гэлбрейт создал теорию нового индустриального общества, Р. Арон и Д. Белл развили ее, предложив постиндустриальное общество, Э. Бжезинский ввел новую «технотронную эру». Строго говоря, футурологию нельзя представить как отдельную ветвь философии, как она виделась своему создателю. Футурология скорее представляет собой общее направление движения научной мысли, основанной на социальной динамике и имеющемся опыте развития событий. Она стало основой для создания многочисленных социологических теорий, например, концепции социального изменения в социологии (Пирсонс и Мертон).
Будущее вероятностно, поэтому из каждой точки бытия имеется несколько способов развития. На выбор конкретного пути влияет множество факторов. Все способы развертывания будущего предполагают то или иное взаимодействие человека со средой, что ставит в качестве одной из главных проблем - проблему экологии.
Взаимодействие человека с окружающей средой может идти несколькими сценариями.
Последний вариант наиболее часто представляется как самый предпочтительный и реализуемый, но, по сути, он всего лишь полумера, которая отодвинет время решения проблемы. Однако предоставляющейся передышкой стоит воспользоваться, чтобы наука и прогресс нашли способы для восстановления естественной среды обитания человека.
Темой глобальных проблем человечества и, как следствие, его будущего, так или иначе касается любая наука. Причина этому - масштабность проявления этих проблем, их охват всего общества в целом. Многие проблемы обнажают конфликт между современной цивилизацией и природой, цивилизацией и духовной культурой. От того, насколько своевременно и адекватно угрозе будет человек их решать, зависит судьба человека в рамках всей планеты. Решить эти проблемы можно только совместными усилиями, выраженными не в идейной солидарности, а в конкретной деятельности.
Список таких проблем достаточно велик. Сюда входит проблемы экологии, ракетно-ядерное противостояние, экономическое неравенство, истощение ресурсов планеты, терроризм, преступность, проблема роста заболеваний и т.д.
Истоки этих проблем лежат в самом человеке, его деятельности, мировоззрении, антропоцентризме, нравственной деградации. Можно надеяться, что большинство проблем решаться сами по себе, выйдут из зоны актуального, однако такой подход чрезмерно оптимистичен. Эти проблемы, а главное, их истоки, веками складывались, чтобы привести к тому, что мы сейчас наблюдаем.
Человек, как существо, наделенное волей и свободным выбором, должно взять на себя ответственность за последствия.