Человек – это уникальное создание природы, именно поэтому с момента его появления вся философская наука была занята разгадкой его тайн. Его значение, какова его природа и он сам, и конечно же его проблемы и как их решать.
Изначально в центре изучения стоял Космос, а человек рассматривался как малая часть необъятной Вселенной, как его органическая часть. Предполагалось, что человек полностью зависим от Вселенной, которая часто оказывалась враждебной. Считалось, что гармоничное существование с этим миров и есть подлинная мудрость.
Немного позже в античной философии происходит переход от изучения природы к изучению человека, его жизни во всех ее проявлениях. Данный переход связывают с именем греческого философа Сократа, он ставит в центре некого иного, как человека. Его не интересовала физика или мифология, в том числе и природа, он ставил человека превыше всего. Философ говорил: «Места и деревья ничему не хотят меня учить, в отличии от людей в городе». Вечный поиск самого себя, своего самопознания – в этом и видели смысл жизни человека.
После становления человека в центре философии, Эпикур заострил внимание на свободе и счастье человека. Он был убежден, что человек был в праве выбирать сам свой жизненный путь.
В античной философии рассматривали в основном отдельные проблемы (аспекты) человека. Так к примеру, Демокрит решал проблему выделения человека из звероподобного состояния. Аристотель обратил внимание на социальные качества человека, сравнив человека с «природным животным» имеющим разум. Платон, как идеалист, обозначил взаимоотношения между гражданином и государством, сравнивал человека с бессмертной душой. Но все это сводилось к мудрости и способности человека жить в гармонии с природой, Вселенной. В это время начались первые закладки гуманизма, что позволяло рассматривать человека как существо уникальное, его цели в обществе.
Изначально вся философия строилась на знаниях мифов, в которых центральное место занимала теория познания мира и человека, хотя строились они исключительно на сверхъестественных силах и существах. Особое внимание обществу уделяли такие философы как Платон, Аристотель. Знакомясь с их учениями можно выделить то, что они оба сравнивали общество с государством.
Платон заверял, что для удовлетворения своих потребностей человеку было необходимо совместное поселение – государство. Оно появлялось в результате общих социальных потребностей, и служило средством защиты от врагов. Поддерживать государство могли способные граждане, коих мыслитель разделял на три группы:
В свою очередь государственное правление он делил на три категории: монархию, аристократию и демократию. Аристотель же занимался изучением огромного множества государств, и пришел к выводу, что отношения «раб-господин» являлось основой, что «рабство» существовало по природе, но при этом не считал рабами самих греков. Конечной целью государства было обеспечение счастья для народа, и не важно какими средствами.
Сократ свято верил в добро, считая, что обществу присущи нормы действительные и абсолютные. Знать добро значит творить добро, знать самого себя значит быть самим собой. К основным добродетелям Сократ относит сдержанность, мудрость и справедливость. Добродетели, нормы и законы Сократ считал неизменными и вечными. Философия начинает задаваться вопросами о справедливости и несправедливости.
Сократ предполагал, что несправедливые поступки совершаются в отношении друзей с целью им навредить. Аристотель же полагал, что изучение свойств человека поможет лучше обозначить нравственные нормы поведения. К сократовским добродетелям он присоединял щедрость и умеренность. В отличии от Сократа он признавал, что человек имеет представление о нравственных обязанностях, и может их нарушить в расчете на безнаказанность.
В Древней Греции философы занимались изучением не только мира, его происхождения, но и человека, общества. Таким образом в античной философии показывают человека полностью, все его морали, жизненные принципы, его добродетели, чувство любви, страха и отчаяния, его сила и слабость.