Первоначало мира – это причина всего существующего, то из чего все произошло.
Философия как наука, стремится найти объяснение тотальной реальности. По сути задается вопросами, обращенными к реальности: что есть начало всех вещей? Философия изучает бытие, реальность как целое.
Первые древнегреческие философы считалась естествоиспытателями, которые с помощью науки пытались объяснить происхождение Солнца, животных, человека и т.д., но главный вопрос которым они задавались был о первоначале мира. Нередко философия пересекалась с мифологией, заимствуя у нее мировоззренческую проблематику.
Уже тогда, в начале, появились сторонники материализма и идеализма.
Материализм («вещественный») в свою очередь делился на стихийный, уверенность всех людей в объективном существовании мира, и на философское мировоззрение, направленное на углубленное изучение материализма.
Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, что обозначает бесконечность мира во времени и пространстве. Знание рассматривается как отражение внешнего мира, как продукт материи, которое утверждает о познании природы.
К философам материалистам можно отнести Фалеса, Анаксимена, Гераклита. Все они считали, что все вещи произошли из какого-то одного, вещественного, начала. В свою очередь Эмпидокл и Анаксагор утверждали материальность мира, и его полную независимость от человека. Заслугой материалистов можно считать теорию об анатомическом строении материи.
Фалес, к примеру, утверждал, что все состоит из воды, и вновь превращается в нее же. Это его учение уже содержало диалектическое миропонимание. Но все же в представлении Фалеса осталось еще много мифологических представлений.
Анаксимандр, же считал первоначалом вещество, которое он назвал «апейрон» или бесконечное. Анаксимен в свою очередь считал, что первоначало всего это воздух. Большое значение он придавал количеству плотности воздуха. Он считал, что от плотности воздуха зависит создание тех или иных вещей. Например, разряжаясь воздух становился огнем, а сгущаясь ветром.
Гераклит считал первоначалом всего огонь. Огонь был выбран им не случайно, он считал, что огонь самый подвижный и наиболее способен к изменениям, что позволяет ему постоянно изменяться, преображаясь в определенные вещи.
Идеализм полностью противоположен материализму. Идеализм часто приходил к скептицизму и агностицизму. Развитие теоритического мышления сводит к тому, что отрыв понятий от их объектов дается в виде абстракции.
Данное течение делится на две группы:
Сократ занимался анализом человеческого сознания и мыслительной деятельности. Суть учения Сократа в окружающей действительности, в реальности разума вообще. Взгляды Сократа сводились к созерцанию природных процессов в жизни, освобождению философии от мистицизма. Нравственные же позиции философа не совпадали со старинным благочестием. Он считал, что добродетель есть знание или мудрость.
Пифагор, будучи математиком, учил, что начало всему есть единица. В философии Пифагора выделяют три момента:
Аристотель как философ объединил и систематизировал весь философский опыт Греции. Иногда бывало, что в его учениях материализм брал вверх над идеализмом. Хоть Аристотель и считал материю первоначалом бытия, но все же в материи он видел только пассивное начало.