Проблема опыта в философии


Проблема опыта в философии

Подходы к рассмотрению опыта

Определение 1

Опыт – это специфический вид знания представленный субъекту непосредственно в ощущениях, источником которых может выступать внешний объективный мир или собственные переживания, внутренний мир субъекта, объединение познания и навыка.

Проблема опыта является одной из традиционных для философии, поскольку наитеснейше связана с рядом базовых проблем философии, таких как познание, бытие, соотнесение объективного и субъективного, истинного и ложного. Существует ряд подходов к рассмотрению данной проблемы, в рамках которых она развивалась на протяжении тысячелетий:

  • сенсуализм
  • эмпиризм
  • рационализм

Сенсуализм и эмпиризм представляют собой два близких, зачастую отождествляемых течения. Рассматривая вопросы познания, они отводят опыту в них центральное, главенствующее место, поскольку лишь через опыт, как непосредственный контакт с реальностью, возможно ее изучение. При этом сенсуалисты делали акцент на ощущениях, возникающих непосредственно от объекта окружающего мира, как главный и единственный источник опыта.

Эмпиристы подходили к данному вопросу более широко. Идеалистический эмпиризм при этом подчеркивал исключительно субъективный характер опыта, на котором выстраивается индивидуалистичная картина мира. Материалистический эмпиризм покоится на утверждении, что в основе опыта лежит объективно-существующая реальность. Вместе с тем в эмпирических концепциях подчеркивается роль как внешнего, так и внутреннего, собственно психического опыта переживания.

Рационализм напротив утверждает умозрительный характер познания, рассматривая опыт как ненадежный источник информации, поскольку чувственные ощущения размыты и некорректны, не способны привести человека к объективному знанию. С точки зрения рационалистов логическое мышление базируется не на опыте, а на интеллектуальной интуиции.

Дальнейшее развитие данные концепции получили в трудах немецких классиков - Канта и Гегеля, которые с одной стороны критиковали, как эмпиризм, так и рационализм, однако синтезировали и переосмыслили их достижения в собственных подходах. С точки зрения Канта, в человеческом сознании содержатся врожденные формы мышления, согласно которым обрабатываются непосредственные эмпирические данные чувственного восприятия.

Таким образом, процесс познания приобретает у Канта многоуровневую структуру. Гегель, в свою очередь выдвигает идею о том, что данный процесс не линеен и направлен одновременно в обе стороны. Не только схемы мышления воздействуют на чувственное содержание, но также за счет движения сознания к определенной цели и расхождения практического результата, с планируемым, воспринимаемый материал модернизирует мыслительные схемы. Именно это расхождение – реального и желаемого, которое приводит к развитию сознания, определению Гегеля и является опытом.

Диалектический подход в свою очередь продолжает традиции материалистического сенсуализма, в рассмотрении опыта. Однако в отличие от классических сенсуалистов, опыт не ограничивается лишь сферой непосредственного, чувственного познания, данного субъекту в ощущениях. С точки зрения диалектизма непосредственное содержание включается в более сложные познавательные процессы, где расчленяется и синтезируется в абстрактных категориях символа и языка, приобретая таким образом опосредованную форму. Опыт же выступает результатом объединения и соотнесения непосредственного и опосредованного знания. Язык в свою очередь является основным инструментом восприятия и осмысления мира, его категоризации и познания.

Формы опыта

Одно из классических делений форм опыта было предложено Дж. Локком в 17 веке. Стоя на позициях сенсуализма и эмпиризма Локк полагает, что познание возможно лишь благодаря движению и соотнесению двух форм опыта:

  • внешней
  • внутренней

Внешний опыт дан непосредственно в ощущениях. Это то чувственное содержание, которое получает субъект от объектом реального окружающего мира. Внешний опыт выступает первичным, детерминирующим фактором, который активизирует процесс познания и порождает феномен опыта внутреннего.

Внутренний опыт в свою очередь это не только собственные переживания субъекта, но и сами познавательные процессы, он неотделим от эмоций и воли. Внутренний опыт является сравнительно поздним образованием, которое отсутствует у детей и далеко не всегда проявляется у взрослых.

Отличная трактовка форм опыта была предложена в диалектическом материализме. Рассматривая опыт как синтез непосредственного и опосредованного знания, они выделяют две его формы:

  • обыденную – при которой данные восприятия выражены в общеупотребительном языке
  • научную – при которой данные восприятия выражены в специфических терминах
Замечание 1

Обе эти формы можно отнести к внешнему опыту по Локку. Внутренний же опыт, с точки зрения диалектизма, не более чем фикция, в силу того, что основой для процессов самооценки, рефлексии, эмоционального реагирования, является внешнее воздействие, пусть даже и представленного в воображении личности группового субъекта – общества.

Основные выводы

Обобщение различных концепций и подходов к рассмотрению опыта, исторический и современный анализ содержания данного понятия, позволяет сделать ряд выводов-положений, обозначающих как основные проблемные области в понимании данного феномена, так и достижения философии.

Прежде всего следует отметить, что в качестве безусловной данности принята тесная связь опыта и мышления, носящая обоюдный характер. Опыт предоставляет материал, содержание для работы мышления, однако сам же и модифицируется под воздействием его результатов.

Замечание 2

В зависимости от степени теоретизации и обобщения опыт может рассматриваться как житейский, так и научный, соответствующий строгим критериям фиксации и перепроверяемый в экспериментах.

Одновременно значительную трудность представляет разграничение непосредственного и абсолютного знания, ведь любое содержимое, воспринимаемое субъектом как непосредственное, тем не менее уже было классифицировано им в понятиях языка и чувственного отношения, в тоже время абсолютность знания всегда может быть подвергнута сомнению.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :