Проблема объекта и субъекта в философии


Проблема объекта и субъекта в философии

Понятие субъекта в философии

Определение 1

Субъект в философии предстает как носитель человеческой деятельности, сознания.

В классической философии понятие субъекта отождествлялось с центром сознания, с Я. В зависимости от отношения к Я, формировалось и разное представление о субъекте. Так, эмпирики, не признававшие самостоятельности Я, отрицали субъектность человека. В свою очередь представители трансцендентальной философии разделяли эмпирические и трансцендентальные субъекты.

Развитие представлений о субъекте было связано с этапами развития культуры и разным пониманием человека. Как проблема тема субъекта и объекта была поднята в эпоху Нового времени. Именно тогда заложилось понимание философии как науки о свободной человеческой личности, которая основывается на своих чувствах и разуме как на предельных основаниях.

Одним из первых рассматривать субъектность как проявление Я начал Декарт. Декарт считал, что можно сомневаться в том, насколько окружающая реальность отображается в сознании индивида, можно сомневаться даже в том, существует ли тело человека. Однако не может подлежать сомнению то, что существует человеческое сознание, его Я, находящееся в центре. Человек знает о внешнем мире и его знание опосредовано, знание же о своем Я непосредственны. Из этого он заключает, что именно познание своего собственного Я и его состояний является наиболее легкой задачей.

Для Я присущи следующие характеристики:

  • Я выступает центром сознания личности
  • Я самодостоверно для себя
  • Я существует независимо от других Я

Идеи Декарта о субъектности поставили в философии ряд сложных вопросов, решаемых до сих пор:

  • если достоверно только Я, то как Я может знать о том, что мир существует? Как Я узнает о других?
  • что включает в себя Я? Что понимать под не-Я? Если Я - это сознание, то как объяснить то, что Я может стать внешним отношением относительно таких явлений, как самонаблюдение или интроспекция?
Замечание 1

Согласно концепции Канта внутренний субъективный опыт такой же непосредственный и очевидный, как и внешний. Более того, внутренний опыт невозможен без внешнего созерцания. Кант считал, что внутреннее Я как центр индивидуального эмпирического сознания невозможно без существования внешних явлений.

Понятие объекта

Определение 2

Под объектом понимается то, на что направлено внимание субъекта и его активность, в том числе познавательная.

Объект не обязательно должен принадлежать объективной реальности. Это объясняется тем, что не обязательно та часть реальности, которая не представлена перед субъектом, не может являться его объектом. Кроме того, в качестве объекта могут выступать внутренние состояние, а также сознание.

Субъект и объект всегда взаимосвязаны, существование одного невозможно без другого. Встречающееся в литературе противопоставление субъектно-объектных и субъект-субъектных отношений на самом деле лишено оснований. Это возможно, если в качестве объекта понимать физическую материальную вещь, что не всегда так. Объектом может быть все, что существует, однако его существенной характеристикой является то, что объект не совпадает с объектом, иначе говоря - внеположен. Это сохраняется даже тогда, когда в качестве объекта предстает свое собственное Я, а также сознание других людей.

Гуссерль как сторонник трансцендентальной феноменологии считал, что Я не может существовать вне его отношения к внешнему объекту. Субъект и объект - два полюса любого акта, на этом основании он отрицал существование исключительно внутреннего опыта. При этом он допускал, что объект может быть и не реальным, воплощенным в виде трансцендентального Я, постижение которого можно с помощью методов саморефлексии.

Субъект и объект в философии познания

Представления о субъекте и объекте познания имеют историческую природу. Так, в метафизике субъект познания составлял человек, который наделен сознание и определенными знаниями, но одновременно он являлся объектом воздействия внешнего мира, объект представляло все, что противостояло субъекту. В диалектическом подходе, в котором познание понимается как процесс творческого отражения действительности, субъектом является общество, которое осуществляет свою цель через действие отдельных индивидов.

Объект познания не представляет собой застывшую цель, он подвижен и склонен к развитию. Он развивается не только в собственном смысле, но и в гносеологическом плане, т.е. с учетом накопления новых данных о нем, совершенствованием применяемых методов и оборудования и т.д. И это необходимо учитывать при проведении исследовательской деятельности.

В концепции Ясперса заложено стремление преодолеть ограниченность в понимании субъекта. Он дает описание 4 уровней Я личности:

  • 1 уровень - эмпирический природный индивид, который существует в определенном пространстве и времени;
  • 2 уровень - сознание, представляющее трансцендентальная субъектность;
  • 3 уровень - воплощение духа, целостность мышления, эмоций, чувств, деятельности;
  • 4 уровень - экзистенция, суть человеческой личности, ее ядро.
Замечание 2

Настоящий субъект объединяет в себе все 4 уровня, но при этом ни один из них не выходит на первое место и не абсолютизируется.

В концепции Л. Флека субъект является ни чем иным, как «мыслительным коллективом». «Мыслительный коллектив» можно определить как научное общество с выраженными целями, идеями, нормами, методами деятельности и оценки результатов. Оно воплощает в себе определенный стиль мышления, который присущ той или иной исторической эпохе. С одной стороны, такой научный коллектив обладает индивидуальностью, что отличает его от остальных. Использование «мыслительного коллектива» в качестве субъекта познания открывает ряд преимуществ, в частности, раскрытие проблемы интеллектуальной коммуникации, изучение факторов их формирования, изучение целого ряда экономических, социальных, культурных и др. проблем науки.

Согласно современной концепции понимания субъекта, изложенной Л.А. Микешиной, необходимо перейти от субъекта, отражающего реальность к субъекту, интерпретирующему ее. Это зависит в первую очередь от самого человека, его внутреннего опыта, имеющихся знаний, деятельности, а также уровню его образования.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :