Существуют различные философские определения самого понятия «человек».
Человек — это представитель человека разумного, или Homo Sapiens, обладающий следующими свойствами:
Человек - это живая система, единство трех основных элементов:
Человек является существом социальным, только в обществе человек может обрести свою индивидуальность, осознать свое отличие от других. Проводя жизнь изолированно от общества, человек не способен развиваться и обретать жизненно важные навыки и умения, например, невозможно овладеть речью без взаимодействия с другими, во многом человек не сможет овладеть трудовой и интеллектуальной деятельностью. Австрийский психолог и психиатр А.Адлер отмечал, что смысл существования любого человека так или иначе связан с человеческой солидарностью и становлением человеческого в человеке.
В подходах, получивших названия «биологизаторский» и «социалогизаторский», отражена дискуссия, ведущаяся в научных кругах на тему, что же является в человеке главным — социальная или биологическая природа?
Согласно социологизаторской точке зрения среда определяет развитие человека, в человеке проявляются недостатки или достоинства всего общества. Так считали приверженники социального утопизма.
Однако в современной науке человек рассматривается как tabula rasa, чистая доска. В его развитии и формировании играют равную роль все составляющие, и генетика, и общество, и собственный выбор. Человек рассматривается как живая открытая система, открытая миру и возможностям.
Под назначением человека понимается набор ценностей, которые, подобно маяку, ведут человека сквозь череду жизненный трудностей и помогают при необходимости делать выбор.
Вопрос смысла жизни человека отражается в следующих концепциях:
Традиционно-религиозное представление о смысле жизни Согласно религиозным представлениям человек на земле лишь временный житель, смысл его существования заключается в достойном проживании «земного» периода, ддля ттго, чтобы после перейти в жизнь вечную. Человеку необходимо жить с позиций добродетели, в любви и добре к людям, в благочестии, истине.
Представления о смысле жизни как удовлетворении биологических потребностей В этой точке зрения главное в жизни — это стремление к наслаждениям и удовольствиям, при этом, морально-нравственные установки отходят на второстепенный план, или вовсе не значимы.
Экзистенциально-пессимистическая концепция Человек рожден для боли и страданий, а мир в котором он живет, возможно, вовсе абсурден. В знаменитом «Мифе о Сизифе» Альбер Камю, французский экзистенциалист, говорит, что существует только один самый важный вопрос для человека. Он заключается в том, стоит жизнь того, чтобы быть прожитой или нет.
Смысл жизни ради самой жизни Эта концепция завоевала большую популярность, однако философ И.А. Ильин отмечал, что такой подход несостоятелен, так как кроме жизни как ценности, существуют и другие ценности, которые стоят выше самой жизни, например самопожертвование.
В «основоположениях к метафизики нравов» И.Кант советует поступать так, чтобы человек в своих действиях не мог быть отнесенным к человечеству, ровно как от своего лица, также и от чужого. Не следует поступать так, чтобы быть средством или целью для достижения чужих планов.
Ф. Ницше видел смысл жизни людей в создании «сверхчеловека», задачей которого было бы спасти человека от вырождения. Подобная идея характерна и для К.Ясперса, который сичтал необходимым формирования «аристократов духа».
Но несмотря на много версий, предлагающий разрешить вопрос о смысле и назначении человека, ответ, который бы удовлетворял все человечество в разные исорических эпохи невозможен. Человек, как открытая книга, сам хозяин своей судьбы, но одноверемнно огромное влияние оказывает внешняя среда на судьбу человека.