Проблема метода в философии


Проблема метода в философии

Особенности философского мышления и методы философии

Философия является основой для многих гуманитарных наук, философское знание неповторимо по своему содержанию, поднимаемым проблемам, а также по используемым методам. С помощью специальных методов философии субъект формирует философское мышление, которое ставит своей целью исследовать феномен человека в мире, а также познать мир.

Философское мышление - превосходящий уровень развития абстрактно-логического мышления, теоретическая мыслительная деятельность, имеющая своей целью поиск ответов на ключевые вопросы мироздания.

Философское мышление имеет некоторые особенности:

  • предметность и масштабность: охватывает самый широкий круг вопросов, в том числе первопричины и законы мира, происхождение жизни, смысл жизни человека, система ценностей и т.д.;
  • исторический способ формирования: философское мышление развивается на основе прошлых достижений в философии и науке;
  • интегрирующий характер: в поисках ответов на свои вопросы философия вбирает в себя знания из самых разных областей, как из гуманитарных, так и из точных наук, оперируя самыми различными доказательствами, а также сама проникает в эти науки, способствуя выработке новых теоретических подходов и концепций;
  • направленность на себя: философское мышление никогда не может быть отделено от личности самого субъекта, поэтому оно всегда направлено на себя, представляет собой форму самоанализа, средством собственного духовного развития;
  • использование особенного языка философии: язык философии отличается большим количеством категорий, общих теоретических понятий, часто образующие парные антагонистические конструкции, таких как добро и зло, материя и дух, случайность и предопределенность, истина и заблуждение и т.д. Именно с помощью категорий философия помогает другим наукам осмыслить и сформировать свои собственные философские основания.

Философское мышление основывается на специальных методах философии.

Определение 1

Метод - сознательный способ достижения цели, результата, система действий, помогающая получить новое знание.

Используемый философом метод зависит от наличия у него исходный данных, от сложившихся правил и понятий философии, исторического опыта решения проблем в той культуре, к которой он принадлежит. Кроме того, свою специфику накладывает предмет, который исследуется философом.

К числу методов философии относят:

  • диалектический
  • герменевтический
  • феноменологический
  • антропологический
  • метафизический
  • структуралистский

Исходя из наличия связи между предметом изучения и методом, метод предстает не как застывший способ изучения, он вынужден меняться вместе с изменением своего предмета. Из этого вытекает, что не только получаемое знание должно быть истинным, но и сам метод должен отвечать этому критерию.

Будет неверным сказать, что метод исходит исключительно из субъективного подхода человека к предмету, совокупность умозрительных правил и приемов, вырабатываемых независимо от действительности и практики, находящихся вне объективных законов развития. Корни метода лежат в окружающем мире, в материальной действительности. Таким образом, метод предстает как результат сложной диалектики субъективного и объективного. Каждый метод стремиться к максимальной достоверности и объективности, к фактичности, однако он не существует вне носителя, иначе говоря, субъект включен в тело метода.

Рефлексия как метод философии

Рефлексия как метод философии представляет собой анализ собственных мыслей, чувств и переживаний, осмысление, направленное вовне и внутрь себя, наполненное сомнениями и раздумьями. Рефлексия является комплексным методом, который включает в себя такие приемы, как анализ и синтез, обобщение и систематизацию, универсализацию и т.д.

Рефлексия предполагает критическое отношение к собственному знанию, проверкой «основ мира». С точки зрения Д. Коллингвуда философское мышление никогда не думает просто так, размышляя о чем-либо, сама мысль об этом становиться объектом исследования. С этой точки зрения философия модно представить как «мысль о мысли». Таким образом, существенной частью метода философии является саморефлексия.

Часто исследователям-экспериментаторам кажется, что в результате рефлексии мир переворачивается «с ног на голову», выводы рефлексии предстают как спонтанное мышление, не имеющее объективных оснований. Из этого формируется ложная убежденность, что законы общества или самого мышления выдуманы. Однако многочисленными исследователями подтверждена связь между бытием и сознанием, более того, мышление непосредственно копирует бытие. Представление мира как познаваемого или непознаваемого, столкновение идеализма и объективизма привело в новое время к формированию нового миропонимания - агностицизма.

Диалектический метод философии

Определение 2

Диалектика - один из методологических подходов в философии, предполагающий всеобщую взаимосвязь, взаимообусловленность и развитие всех явлений и процессов в мире.

С точки зрения Гегеля диалектика выступает как движущая сила познания, именно благодаря ей формируется связь между внутренним содержанием науки. Диалектический метод зародился еще во времена античности, которая также опиралась на парность мышления, поиск единства и различий, символизм и т.д.

Диалектика противостоит метафизике, которая направлена на поиск первоистоков, к изначальной природе реальности.

Гегель сформулировал три закона диалектики:

  1. закон единства и борьбы противоположностей - в самом мире уже заложен источник движения и развития, который заключается в порождаемых противоречиях. Высшая ступень развития противоречия - противоположность, в которой имеются две стороны, выступающие как «свое иное». Понятие «единства противоположностей» означает устойчивость всего объекта в целом. Борьба противоположностей приводит к противоречию, а его разрешение - к развитию.
  2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - на определенном этапе развития количественные изменения переходят в качественные, что ведет за собой появление новых возможностей для количественных изменений.
  3. закон отрицания отрицания - переход на новую ступень развития ведет к отрицанию старого, но в то же время происходит воспроизведение старого на более высоком уровне. Тем самым реализуется преемственность развития, его направленность и связь старого с настоящим. Отрицание старого выступает как обязательный элемент развития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :