Метафизика представляет собой сложное философское понятие, представляющее собой одновременно и метод философии, и самостоятельную научную отрасль философского знания.
Происхождение термина относится к древнегреческой философии, а именно связано с обобщением трудов Аристотеля Андроником Родосским. Собрав в одном томе все сочинения автора, которые выходят за пределы феноменологического описания мира, представлявшего собой физику, он назвал его метафизикой. По существу, метафизика ставит перед собой проблемы осмысления самой сущности мира, его начал и явлений, их смысла, не рассматривая конкретные проявления и объекты окружающей реальности.
Отказываясь от рассмотрения конкретных проявлений реальности метафизика тем самым отказывается от непосредственного, чувственного познания, проявляющегося в опыте. Исследование начал и причин, согласно метафизической позиции возможно лишь средствами чистого знания, абстрактно-логического мышления. Всего в классической метафизике Аристотеля выделяется 4 причины или начала сущего:
Сама постановка проблемы метафизики задает статическое, идеалистическое видение мира, в силу того, что первопричины могут быть лишь вечными и неизменными, в противном случае они не отвечают самому понятию начал. В следствии вышеозвученных оснований метафизики можно выделить следующие ее отличительные черты:
Начала метафизики были заложены в античные времена Аристотелем и Платоном в их рассуждениях о первоначалах и идеях, как причинах обуславливающих и детерминирующих все сущее, делающих мир таким, какой он есть. Дальнейшее развитие их идеи получили в построениях Эпикура, который в свою очередь видел первоначалом всего природу, выступающую за пределы как чувственного, так и мысленного восприятия. В целом на этапе античности метафизика находилась еще в состоянии поиска, рождения собственной проблематики, в результате чего не была способна к самостоятельному существованию и вынужденно опиралась на методологию диалектики при развитии и доказательстве своих взглядов.
В средневековый период вопросы метафизики о поисках начал, тесно переплелись с вопросами теологии, в результате чего именно бог и божественное стали рассматриваться в качестве абсолютных и всеобъясняющих начал сущего. Наиболее выдающимся деятелем этого периода был Фома Аквинский, который смог представить познание и теологию в качестве синонимичных процессов. В его учении эти сущности не противоречили и не подкрепляли друг друга существуя параллельно и таким образом порождая двойственность средневекового вероучения.
В период Возрождения метафизика получает возможность вырваться из-под церковных догматов вернувшись к своему философскому происхождению. Признаком такой реставрации стало коренное изменение проблематики метафизики отошедший от осмысления абстрактных божественных начал к изучению онтологии человека, его сущности и оснований.
В Новое время данный процесс окончательно завершился и метафизика вновь вернулась к вопросам изучения природы и мира, сопряжению к научными естественными дисциплинами. Одновременно метафизика была подвергнута значительной критике, научный прогресс требовал переосмысления ее подходов и базисов, выдвигал необходимость создания новой метафизики, как надежного философского основания естественных наук. Данная проблема решалась многими философами и учеными в числе которых можно выделить Канта, Ницше и Хайдеггера.
Девятнадцатый век ознаменовался появлением позитивистского подхода в философии, который достаточно быстро заявил о своем оппозиционном отношении к метафизике, как переходном состоянии философского знания от теологии к философии науки. Вместе с тем, взаимосвязи метафизики и позитивизма более сложны и многогранны и зачастую данные направления оказывались достаточно близки друг другу.
Позитивистская концепция, разработанная О. Контом, была направлена на очищение теоретического научного знания от метафизики. В частности, Конт не делает существенной разницы между собственно метафизикой и теологией. Оба эти направления стремятся объяснить все феномены и казусы реального мира, через апеллирование к сути вещей и явлений, которая заключена в ограниченном числе изначальных сил, неизменных и вечных, способных произвольно воздействовать на бытие. Разница заключается лишь в трактовке происхождения этих сил – божественном или абстрактном.
Таким образом, поскольку постижение этих сил невозможно для человеческого разума, следует отказаться от самой идеи их осмысления, а сосредоточиться на выявлении реальных закономерностей и фактов согласно которым функционирует реальный мир, без поиска их первопричины. Научное знание может быть лишь феноменальным и основывается на чувственных ощущениях.
Второй позитивизм представленный Э. Махом и Р. Авернариусом сохранил установку на вытеснение метафизики из науки. Однако теперь это вытеснение происходило не в области теории, а среди экспериментального опыта и исследования. С точки зрения данных мыслителей, любая категория, такая как масса, пространство или скорость, должна быть сведена к чувственному феномену, в противном случае отброшена, как излишняя. Настаивая исключительно на чувственном познании мира, и отметая вопрос о существовании объективного мира как такового, понимая реальность лишь как ту, что дана субъекту в ощущениях, второй позитивизм сам того не замечая сблизился с идеалистической метафизикой сенсуализма.