Вопрос о материи является одним из основополагающих вопросов философии, который рассматривался еще греческими натурфилософами в их рассуждениях о природе мира. Материя выступает в философии как один из вариантов бытия – т.е. как основание существования всего сущего в прошлом, настоящем и будущем, источник форм и вариаций.
Первоначально таким источником выступал бог – как некий создатель и гарант существования мира, однако по мере возникновения науки, потребовалась новая категория осмысления мира, которой стало бытие, выраженное в материи. Греческие философы представляли материю как воду, огонь, первоначала, вершиной древнегреческой мысли является идея Демокрита об атоме – как неделимой, мельчайшей, вечной единице бытия из которой создает и на которую разлагается все сущее, обеспечивающей его стабильность и изменчивость.
Идея об атоме обусловила возможность научного познания и измерения материи и бытия, предопределив на века направление развитие научной мысли. В дальнейшем возвращение к проблеме материи происходит лишь в Новое время, формируются основные подходы к решению данного вопроса:
Субстанционалистский подход рассматривает материю как субстанцию – первоначало, существующее само по себе и независящее ни от чего. Воззрения древнегреческих философов рассматривают материю как субстанцию, однако они противопоставляют ее вещам. Материя вечна – вещи изменчивы, материя выступает основой, причиной вещей, однако отделена от них.
Свое развитие данный подход получив в трудах Спинозы. Избегая термина материя, он использует термин природа. Природа в его учении объединяет все формы существования бытия, противоречие между материей и вещами снимается, все они объединяются в субстанции природы, которая не нуждается в первопричине, ни в чем-либо для существования. Природа обладает свойством самодвижения и самовоспроизведения.
Субстрактный подход определяет материю как носитель неких свойств. Данный подход получил распространение в Новое время. Атом, как единая и неделимая, вечная единица материи, наделялась различными свойствами, выражавшими сущность материи. В качестве таких свойств предполагались, форма, движение, протяжённость, величина и т.д.
В рамках данного подхода Ньютоном было введено такое свойство материи как масса, которая стала признаком и мерой реального существования предметов. Поскольку атом воспринимался как вечная и неделимая единица материи, обладающая массой, то всякое проявление материи, должно было обладать массой, выражаемой в объединении масс атомов, из которых она состоит. Конечное число атомов обеспечивало сохранение постоянства массы материи.
Сенсуалистический подход выходит из субстрактного, однако он критикует механицизм последнего, дополняя список свойств материи важным пунктом – материя воздействует на органы чувств формируя восприятия. В следствии этого был выдвинут принцип о том, что все материальное доступно восприятию, однако он также означал что материально лишь то, что воспринимается. Открытие физических объектов, недоступных восприятию, привело к кризису данного подхода.
Двадцатый век ознаменовал собой кризис представлений о материи, связанный с открытием сложной структуры атома. Крушение идеи об атоме, как о неделимой и вечной единице материи, носители постоянных свойств, привело к потребности в новой концепции, характеризующей материю, в противном случае она исчезала как субстанция вслед за атомом.
Диалектический материализм объединил лучшие достижения предшествующих подходов сформулировав современную концепцию материи. Материя выступает как единство многообразия всего сущего. Она не противопоставляется вещам и не служит основой или единицей их строения. Материя воплощается через конкретные объекты окружающего мира, являясь всем и ничем одновременно.
Диалектический материализм разделяет научное и философское понимание материи, которые до того периода были слиты. С научной точки зрения материя находит свое выражение в современной картине мира. Развитие научного знание, открытие новых видов и форм материи, приводит к расширению представлений и пониманий ее сущности. В тоже время потенциальная бесконечность прогресса познания делает невозможным конкретизацию материи в каком-либо проявлении, как ее носители. Философский подход должен предлагать такое понимание материи, которое осталось бы неизменным и объединило бы все известные и еще непознанные формы ее существования. Признаком материи в данном подходе является свойство быть объективной реальностью.
Определение материи в диалектическом подходе было сформулировано В.И. Лениным:
Материя - это философская категория, применяемая для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Иными словами, она копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Атрибут представляет собой непреложное свойство, обязательную характеристику объекта. На данный момент можно выделить 4 атрибута материи:
Движение представляет собой форму существования материи. Движение вечно, оно не было привнесено в материю извне и не может быть уничтожено. При этом можно выделить различные формы движения, которые способны переходить одна в другую. Постоянство движения обеспечивает постоянство самой материи. Противоположностью движения выступает состояние покоя, однако оно относительно, в то время как движение перманентно.
Понятие пространства тесно связано с понятием времени. Пространство характеризует протяженность вещей, а время их длительность. Пространство и время неоднородны и в значительной степени определяются в зависимости от объектов и взаимоотношений в которых они проявляются.
Структурность связана с организацией материи в системы, элементы которых взаимосвязаны между собой особым образом.